Нормы инвестиционного права: понятие, структура, особенности, виды. Коллизионные нормы инвестиционного права
Норма права это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы гражданина и выступающее регулятором общественных отношений. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа в нормативном правовом акте.
Признаки инвестиционных правовых норм Каждой норме инвестиционного (и не только) права присуще качество общеобязательного правила: нормы инвестиционного права обязательны для всех, кто является участником инвестиционных отношений; Нормы инвестиционного права устанавливаются, а также охраняются от нарушения государством, осуществляющим контроль за соблюдением норм инвестиционного права; Нормы инвестиционного права отличаются признаком формальной определенности. Они формулируют права субъектов инвестиционной деятельности на конкретные виды дозволенных действий на те или иные объекты, признаваемые инвестициями, а также обязанности и меры ответственности за их неисполнение; Нормы инвестиционного права регулируют сложные общественно необходимые отношения между собственниками.
В нормах инвестиционного права определены условия осуществления полномочий: органов государства; перечни объектов инвестирования; особенности правового статуса участников инвестиционной деятельности; организационно-правовые формы ведения деятельности; порядок и условия заключения договоров; требования к отдельным направлениям деятельности.
Главное свойство системы норм инвестиционного права – стремление упорядочения содержания правовых норм, создания устойчивых связей элементов внутренней структуры.
Для инвестиционного права важное значение имеет межотраслевое согласование, которое должно носить конкретный характер и осуществляться на основе анализа комплекса юридических норм, регулирующих те или иные правовые отношения. Т.е. в инвестиционном праве следует добиваться гармонизации правового режима инвестиций, например, с банковской и страховой сферами и т.д.
Правообразующие отрасли права: Конституционное Административное Гражданское Уголовное Процессуальное право
«Структура права не может быть с достаточной полнотой и точностью раскрыта, если не видеть ее органичного единства с внешней нормой права, использование которой как как категории комплексной отрасли права позволяет осветить механизм воздействия на систему права субъективного фактора развития законодательства». С.С. Алексеев
Правовые нормы, входящие в инвестиционное право, не связаны единым методом и механизмом регулирования, почти все они имеют «прописку» в основных отраслях (гражданское, земельное, трудовое право и т.д.), и, выступая составными частями инвестиционного права, остаются по своим исходным моментам в главной структуре, в основных отраслях.
Пример: Статья 7. Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу Федерального закона от N 160-ФЗ (ред. от ) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" 1. Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. 2. Если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории Российской Федерации, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в Российской Федерации такой переход прав (уступка требования) признается правомерным.
Так же как и инвестиционная отрасль права является комплексной отраслью, так и правовые нормы в нее входящие являются комплексными правовыми нормами в системе права и системе законодательства
Инвестиционная деятельность в РФ регулируется тремя законами: - Закон РСФСР от 26 июня 1991 года «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»; - Федеральный Закон от 25 февраля 1999 года 39- ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской федерации, осуществляемой в сфере капитальных вложений»; - Федеральный Закон от 9 июля 1999 года 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
Анализ нормативной базы в области экономических и финансовых отношений, а также основных направлений и тенденций процесса создания новых элементов этой базы, в том числе инвестиционной деятельности, позволяет установить, что в этих направлениях имеют место существенные проблемы. Они проявляются в низкой эффективности экономико-правовых норм, игнорируются или не действуют де-факто, либо их применение затруднено в силу их н достаточной конкретности или противоречия с другими, регулирующими те же правоотношения нормами.
Коллизии это противоречия между двумя или несколькими нормами права (их положениями). Смысл разрешения коллизий в праве сводится к выбору для применения одной из норм, положения которых противоречат друг другу. Такой выбор правовых норм осуществляется на основании общеправовых принципов разрешения коллизий.
3 принципа разрешения коллизий: 1) приоритет нормы, обладающей более высокой юридической силой; 2) приоритет специальной нормы перед общей; 3) приоритет нормы, принятой позднее.
Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Пример: п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».
30 декабря 2004 года для защиты интересов дольщиков был принят Федеральный закон N 214- ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ". При всех позитивных изменениях, привнесенных в Федеральный закон N 214, нельзя не указать на довольно большое количество недоработок в нем. В частности, ряд норм Федерального закона N 214 вступают друг с другом в противоречие.
Федеральный закон N 214 регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства. Закон вступил в силу с 1 апреля 2005 г. и распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после его вступления в силу (п. 2 ст. 27 Федерального закона N 214).
В то же время согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 214, введенной Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 111-ФЗ, действие Федерального закона N 214 не распространяется на отношения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) объектов недвижимости (в том числе многоквартирных домов) и не основанные на договоре участия в долевом строительстве. Указанные отношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и законодательством Российской Федерации об инвестиционной деятельности. Таким образом, с одной стороны, Федеральный закон N 214 регулирует отношения участников долевого строительства, как граждан, так и юридических лиц, т. е. прямо предусматривает возможность юридических лиц заключать договоры участия в долевом строительстве, в соответствии с нормами Федерального закона N 214, а с другой - допускает заключение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями иных договоров, связанных с инвестиционной деятельностью по строительству объектов недвижимости, в соответствии с ГК РФ и законодательством об инвестиционной деятельности, на которые положения Федерального закона N 214 не распространяются.
Принятие единого комплексного закона об инвестициях станет очевидным подтверждением самостоятельности как инвестиционного законодательства, так и инвестиционного права.