Тема : « Архитектура нашего города » Преподаватель изобразительного искусства : Лукьянова Татьяна Владимировна ДМШ им. Э. Т. А. Гофмана
Цель урока : Достичь цветового эмоционального гармоничного состояния композиции. Развить творческую активность, разбудить потребность к художественному выражению. Задачи : Познакомить учащихся с историей рисования по чёрному грунту. Выполнить композицию, освоив новые приёмы и технику живописи.
Оборудование : Таблицы с цветовым кругом, сближенными и контрастными цветами. Зрительный ряд изображений на чёрном фоне из истории искусств. Работы детей и преподавателей. Раздаточный материал : фото памятников архитектуры города Калининграда. Материалы : Чёрный формат А 3, гуашь, кисти средние мягкие и щетинные, мел, банка с водой, палитра, салфетка.
Чёрный грунт или фон незаслуженно забыт художниками в последнее время. Как правило это вызвано непониманием как именно можно использовать его в работе, куда проще работать на белом, привычном фоне. Но ! Я уверена, что стоит попробовать вам хоть раз его использовать в своей работе. Большой плюс чёрного грунта в том, что легче достигается нужный оттенок света, на контрасте к чёрному фону глазу легче ориентироваться в цветовых промежутках тонов.
Рисуя архитектурные сооружения, памятники истории мы должны помнить, что строения существуют не сами по себе, а в мудрой согласованности с природным окружением ( ландшафтом ), образуя гармоническую целостность. Человек живёт среди природы и любит её. Наш город связан с историческим прошлым, где башни, форты, крепости, ворота и мосты создавались с особым смыслом. Они несут оборонительный характер и потому передают своим внешним видом мощь и неприступность.
Необходимо вывести детей на поиск интересного композиционного решения. Важен центр композиции, нижняя часть формата с достаточным простором, а верх дополнит небо со сложным движением воздуха и облаков.
Нужно быстро нанести рисунок мелом, без карандаша и ластика. После нанесения лёгких контурных линий, написать белилами средней кистью самые светлые участки сооружений, облаков, воды или земли ( высветить свет ).
Для того, чтобы сделать ровные края, например стен, башен, надо приложить лист бумаги к границе и растушевать краску.
Переходим к полутонам, пишем полутени - самые звонкие по цвету. Используем способ сухой кисти, плавно растираем края соседних цветов. А собственные тени оставляем чёрными. Прописываем деревья, землю, небо. Дорабатываем детали ( окна, ворота, решётки, отдельные кирпичики и т. д. ), подчёркиваем штрихами ближние участки рисунка.
Последние минутки урока - коллективный просмотр работ. Ребята быстро раскладывают рисунки на полу, все вместе мы рассматриваем их и обсуждаем результат нашей совместной творческой работы.