Опытно-экспериментальная деятельность детей подготовительной группы «Капельки»
Люди,научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способности сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К.Е.Тимирязев.
Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Задачи: Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. Развивать у детей познавательные способности ( анализ,синтез,классификация,сравнение,обобщение) Развивать мышление, речь в процессе познавательно- исследовательская деятельности. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Самый эффективный способ познания окружающего мира - это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями. И очень важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме. А опыты напоминают детям « фокусы », они необычны, а главное - дети все проделывают сами и испытывают от своих « открытий » чувство радо c ти. После экспериментирования у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.
« Магнитный воздушный шарик »
« Волшебные палочки »
« Батарейки »
Свойства воды « Хризантема из бумажной трубочки »
« Слипшиеся волосы »
« Свойства снега »
« Дождевые облака »
« Живые дрожжи »
« Крепкая монета »
« Плавание тел »
Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям и ставили свои небольшие опыты по пройденным темам опытно – экспериментальной деятельности. Предлагалось дома родителям вместе с детьми проделать ряд опытов, провести исследования. В просветительную работу с родителями входило знакомство с консультациями в уголке на темы « Организация детского экспериментирования в домашних условиях »; « Как организовать в домашних условиях мини – лабораторию »; « Игра или экспериментирование » ( консультации прилагаются )
Результаты опытно - экспериментальной деятельности детей : - Дети проявляют познавательный интерес к экспериментированию. - Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, делают выводы ; - Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач.
Приложение Консультации для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности 6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы ( песок, вода), карты, схемы и т.п. Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию? Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п. Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе. Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.