Профессионально значимые качества педагога
Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности.
От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности
Важным профессионально- педагогическим качеством является логическое мышление. Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.
Доминантными качествами в профессионально-педагогической деятельности (Р.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко) являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность.
В профессиограмму педагога входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально делаемых характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на деятельность.
аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально- профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции; экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов. Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений.
С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений: гностические умения идеологические умения дидактические умения организационно-методические умения коммуникативно-режиссерские умения прогностические умения рефлексивные умения организационно-педагогические умения общепрофессиональные умения конструктивные умения технологические умения производственно-операционные умения специальные умения
гностические умения – познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;
идеологические умения – социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний;
дидактические умения – общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно- производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;
организационно-методические умения – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно- профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;
коммуникативно-режиссерские умения – общепедагогические умения, включающие перцептивные (1), экспрессивные (2), суггестивные (3), ораторские и умения в сфере педагогической режиссуры; 1-перцепция(лат.perception) –восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств 2 -экспрессия (лат. expression)- выражение, выразительность 3 – суггестивный (лат. suggestion) – внушение, намек. Воздействующий на чьи-то мысли, сознание, поведение
прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно- воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом
рефлексивные умения – способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;
организационно-педагогические умения – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;
общепрофессиональные умения – умения чтения и составления - чертежей, - схем, - технических диаграмм, - заполнения расчетно-графических работ, - - определения экономических показателей производства;
конструктивные умения - интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств, включают разработку учебной и технико- технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов;
технологические умения – количественные умения - анализа производственных ситуаций, - планирования, рациональной организации технологического процесса, - эксплуатации технологических устройств;
производственно-операционные умения – общетрудовые умения по смежным профессиям; специальные умения – узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.
Спасибо за внимание!