Характеристика преддошкольного и дошкольного детства
Специфика социальной ситуации развития в период дошкольного детства Дошкольное детство охватывает период с 3 до 6–7 лет.
Периодизация дошкольного детства Дошкольный возраст: с трех лет до шести – семи лет. Дошкольный возраст имеет две основных возрастных стадии. 1-я стадия: от трех лет до пяти лет – младший дошкольный возраст. 2-я стадия: от пяти лет до шести – семи лет – старший дошкольный возраст. Некоторые исследователи выделяют средний дошкольный возраст, – четыре – пять лет.
Преддошкольный период (ясельный возраст)
Ребенок очень подвижен, любознателен; Основной формой развития является игра; Через игру ребенок добывает первые трудовые навыки, быстро растет словарный запас; До 2 – 3-х лет предложения становятся многословными; Ребенок во всем подражает взрослому.
Социально-психологический контекст игровой деятельности дошкольников В общем плане, развитие игры идет от ее индивидуальных форм к совместным формам: с возрастом растет состав участников игры и длительность существования игровых объединений. Младшие дошкольники чаще играют в одиночку, но уже у трехлетних детей фиксируются объединения группами в два – три ребенка. Продолжительность такого игрового объединения, как правило, коротка по времени, – всего три – пять минут, после чего дети одной микрогруппы могут присоединиться к другим микрогруппам. За 30 – 40 минут наблюдения за игрой малышей трех – четырех лет можно зафиксировать до 25 таких перегруппировок.
В преддошкольном возрасте интенсивно развивается познавательная сфера личности детей. Существенным является то, что память дошкольника начинает приобретать черты психологического опосредования, – ребенку становится доступно использование знаков для произвольного запоминания.
Речевое развитие в преддошкольном возрасте характеризуется развитием функции планирования и регуляции речевой деятельности в форме «речи для себя», а так же началом формирования контекстной речи, т.е. речи, содержание которой может быть понято из самого речевого контекста, без наглядной опоры на ситуацию. Мера содержательно-смысловой контекст насти речи определяется задачами и средствами общения, а переход к ней зависит от овладения словарным запасом, от овладения грамматикой и от уровня произвольности.
«…ребенок есть член общества, вне общества он жить не может.»
Особенности общения дошкольника со взрослыми. Дети трех-пяти лет по-прежнему нуждаются в любви, доброжелательном внимании взрослого и общении с ним. Развивается потребность в доверительном отношении к взрослому. Неудовлетворенность потребности ребенка в общении со взрослым ведет к эмоциональной отчужденности между ними.
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Сюжетно-ролевая игра Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации.
Развитие познавательных процессов и речи дошкольника Включение в учебный процесс игр и упражнений для развития познавательных процессов и речи не только содействует психическому развитию детей, но и перестраивает саму моторику, обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановки.
Соподчинение мотивов. Личностные и общественно-значимые мотивы. Личные мотивы проявляются в различных видах деятельности и направлены на предметы деятельности. Например, в игровой деятельности ребенок стремится обеспечить себя игрушками и атрибутами.
Постепенно в процессе совместной деятельности у ребенка формируются и общественно-значимые мотивы, выражающиеся в желании сделать что-то для других людей.
Стремление к самоутверждению Проявления агрессивности у детей дошкольного возраста связано с желанием делать все самостоятельно: ходить, одеваться, кушать, выбирать одежду и блюда по своему вкусу.
Демонстративные дети не терпят, чтобы в их присутствии уделяли столько же (или больше) внимания другому ребенку.
Становление внутренней нравственной саморегуляции поступков и появление этических переживаний В младшем дошкольном возрасте ребенок способен оценить только чужие поступки других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные.
В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. У старших дошкольников эмоциональное отношение к герою сказки определяется этической оценкой его действий. Дети начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и т. п.
Развитие самосознания и формирование самооценки дошкольника У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый.
С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности ребенка. Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку.
Проблема психологической готовности к школьному обучению 1. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний.
2. Личностная готовность к школе предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению.
3. Эмоционально-волевая готовность к школе. К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия.
Условия формирования адекватного образа «Я» К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей складываются первичные формы самосознания – знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие для себя своих переживаний, что составляет основное новообразование этого возраста.