Понятие и структура возрастно-нормативной модели развития. Возрастно-ориентированная модель образовательной деятельности. МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы» ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ Кафедра общей и социальной психологии Направление подготовки Психология Программа «Психология семьи» Группа МПСП Уфа 2017
Понятие «норма развития» и «возрастно-нормативная модель развития» ещё не обрели понятийного статуса в психолого-педагогической науке. Понятие «норма развития» и «возрастно-нормативная модель развития» Педагогическое понятие «норма развития» - это не характеристика среднестатистического или средне группового уровня развития какой-либо способности, а указание на возможности высших достижений для данного возраста, для данной ступени образования. Именно возможностей возраста, а не его достижений.
В психологической антропологии понятие «норма развития» является культурно и личностно обусловленным, следовательно, является понятием аксиологическим (ценностным), где уже само развитие полагается как норма, а не собственно научным.
Понятие возрастно-нормативной модели развития. Понятие «возрастно-нормативная модель развития» - собственно педагогическая интерпретация психологического понятия нормы развития. Возрастно-нормативные модели развития должны позволить выстроить возрастно-ориентированную педагогическую деятельность, выявить благоприятные и неблагоприятные условия нормального развития, а впоследствии адекватным образом работать с этими условиями
Как правило, в обобщённых возрастных картинах уровня развития фиксируется группа новообразований – как результат психического развития. Не менее острым остаётся вопрос о формах развития, о своеобразном «возрастном портрете» как общем результате этапа развития. Обычно «целостный образ возраста» сводится либо к социобиологическим формам – этапам жизни (детство, юность, зрелось и т. п.), либо к производным от образовательной ступени (дошкольник, младший школьник, старшеклассник и др.), либо и к тому, и к другому.
Структура возрастно-нормативной модели развития. В самом общем виде данная структура включает в себя три базовых компонента: главные линии развития, ситуации развития, новообразования развития. В соответствии с антропологическим принципом процессы развития есть не простое самораскрытие объекта развития, актуализация уже заложенных в нём потенций, а качественная смена состояний, в основе которой лежит невозможность по тем или иным причинам сохранения существующих способов функционирования.
Структура возрастно-нормативной модели развития. При выделении главных линий развития необходимо различить образующие и составляющие линии развития. Образующие линии являются сквозными для всех периодов онтогенеза и остаются ими, пока существует развитие. Образующие линии – это всё то, что продолжает развиваться, не имеет окончательного завершения, находится в абсолютном движении становления. Составляющие линии – это всё то, что имеет относительно завершённый характер, функционирует как некая способность, обладающая возможностью к совершенствованию и оптимизации; они специфичны в пределах определённого этапа онтогенеза. Про них можно сказать, что они имеют свою историю происхождения, но не имеют своей истории развития. Главные линии развития.
Структура возрастно-нормативной модели развития. Ситуация развития. Ситуация развития – это определение исходной ситуации, пространства развития, того источника, ориентируясь на который возможно выстроить и то, что развивается, и проследить, как осуществляется это развитие. В качестве общей формы ситуации развития выступает детско-взрослая событийная общность. Событийная общность имеет два основания: ценностно-смысловое и целевое (деятельностное). Структуру событийной общности задаёт система связей и отношений её участников. В ней разворачиваются два базовых процесса развития: отождествления (слияния) и обособления (автономизации).
Структура возрастно-нормативной модели развития. Новообразования развития. Новообразования развития – это реализация возможностей предыдущего этапа развития, как зона актуального развития (того, что образуется) и ближайшего развития (как предпосылки следующего шага развития). Существенно заметить, что в структуре новообразований важное место занимают причинная, целевая, ценностная и смысловая детерминации развития.
Структура возрастно-нормативной модели развития. Можно выстроить некоторую последовательность форм становления человека для разных оснований его бытия в пределах его индивидуальной жизни и расположить её на возрастной шкале развития. Эти формы становления и будут составляющими линиями развития или новообразованиями некоторого возрастного интервала.
Для деятельности: субъект действий – субъект собственных действий – субъект деятельности – субъект собственной деятельности – субъект не деяния (эту цепочку психологически можно прочитать так: тебе - действие, я - действие, я - действующий, я – способный действовать, я – могущий не действовать, но быть!).
Для сознания: бытие сознания (непосредственное самобытие) – сознание бытия (Я есмь!) – сознание самости (самосознание) – сознание сознания (рефлексия) – трансцендирующее сознание (универсальное событие). Для общности: оживление (телесность) – одушевление (самость) – персонализация (явленность другим) – индивидуализация (уникальность) – универсализация (все человечность).
Схематически возрастно- нормативную модель развития можно представить в следующем виде Структура возрастно-нормативной модели развития.
Возрастно-нормативные модели развития составляют основу построения возрастно- ориентированной педагогической деятельности и возрастно- сообразных образовательных процессов для каждой ступени образования.
При описании возрастно- ориентированной (возрастно- сообразной) модели образовательной деятельности должны быть соотнесены ценностно-целевые представления о развитии ребенка (подростка, юноши) на ступени образования и профессионально-деятельностные представления о формах и средствах по достижению целей развития Возрастно-ориентированная модель образовательной деятельности.