Понятие и структура возрастно-нормативной модели развития. Возрастно-ориентированная модель образовательной деятельности. МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФГБОУ ВПО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Масалова В. С., ст. преподаватель.
Advertisements

Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГАОУ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
к структуре ООП ДО к условиям реализации ООП ДО к результатам освоения ООП ДО ФГОС.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Яковлева Галина Владимировна, к. п. н, доцент, зав. кафедрой РДО.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Коррекционно- развивающая работа психолога в начальной школе.
«Диагностика в разновозрастной группе в условиях ФГОС в ДОУ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Лекция 1 Тема: «Проектная деятельность как психологическое новообразование учащихся»
Необходимые условие для совершенствования системы дошкольного образования Целостное представлен ие о ребенке дошкольного возраста. Представление о целостной.
Психология развития и возрастная психология Выполнила студентка 2 курса заочного отделения Е. Б. Мельник.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Бойко Галина Валерьевна Преподаватель кафедры образовательной инноватики ПК ИРО.
Ресурсы профессионального развития педагогов по направлению: ТЬЮТОРСТВО Образовательные возможности участников программы «Тьюторское сопровождение в образовании»
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
Транксрипт:

Понятие и структура возрастно-нормативной модели развития. Возрастно-ориентированная модель образовательной деятельности. МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы» ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ Кафедра общей и социальной психологии Направление подготовки Психология Программа «Психология семьи» Группа МПСП Уфа 2017

Понятие «норма развития» и «возрастно-нормативная модель развития» ещё не обрели понятийного статуса в психолого-педагогической науке. Понятие «норма развития» и «возрастно-нормативная модель развития» Педагогическое понятие «норма развития» - это не характеристика среднестатистического или средне группового уровня развития какой-либо способности, а указание на возможности высших достижений для данного возраста, для данной ступени образования. Именно возможностей возраста, а не его достижений.

В психологической антропологии понятие «норма развития» является культурно и личностно обусловленным, следовательно, является понятием аксиологическим (ценностным), где уже само развитие полагается как норма, а не собственно научным.

Понятие возрастно-нормативной модели развития. Понятие «возрастно-нормативная модель развития» - собственно педагогическая интерпретация психологического понятия нормы развития. Возрастно-нормативные модели развития должны позволить выстроить возрастно-ориентированную педагогическую деятельность, выявить благоприятные и неблагоприятные условия нормального развития, а впоследствии адекватным образом работать с этими условиями

Как правило, в обобщённых возрастных картинах уровня развития фиксируется группа новообразований – как результат психического развития. Не менее острым остаётся вопрос о формах развития, о своеобразном «возрастном портрете» как общем результате этапа развития. Обычно «целостный образ возраста» сводится либо к социобиологическим формам – этапам жизни (детство, юность, зрелось и т. п.), либо к производным от образовательной ступени (дошкольник, младший школьник, старшеклассник и др.), либо и к тому, и к другому.

Структура возрастно-нормативной модели развития. В самом общем виде данная структура включает в себя три базовых компонента: главные линии развития, ситуации развития, новообразования развития. В соответствии с антропологическим принципом процессы развития есть не простое самораскрытие объекта развития, актуализация уже заложенных в нём потенций, а качественная смена состояний, в основе которой лежит невозможность по тем или иным причинам сохранения существующих способов функционирования.

Структура возрастно-нормативной модели развития. При выделении главных линий развития необходимо различить образующие и составляющие линии развития. Образующие линии являются сквозными для всех периодов онтогенеза и остаются ими, пока существует развитие. Образующие линии – это всё то, что продолжает развиваться, не имеет окончательного завершения, находится в абсолютном движении становления. Составляющие линии – это всё то, что имеет относительно завершённый характер, функционирует как некая способность, обладающая возможностью к совершенствованию и оптимизации; они специфичны в пределах определённого этапа онтогенеза. Про них можно сказать, что они имеют свою историю происхождения, но не имеют своей истории развития. Главные линии развития.

Структура возрастно-нормативной модели развития. Ситуация развития. Ситуация развития – это определение исходной ситуации, пространства развития, того источника, ориентируясь на который возможно выстроить и то, что развивается, и проследить, как осуществляется это развитие. В качестве общей формы ситуации развития выступает детско-взрослая событийная общность. Событийная общность имеет два основания: ценностно-смысловое и целевое (деятельностное). Структуру событийной общности задаёт система связей и отношений её участников. В ней разворачиваются два базовых процесса развития: отождествления (слияния) и обособления (автономизации).

Структура возрастно-нормативной модели развития. Новообразования развития. Новообразования развития – это реализация возможностей предыдущего этапа развития, как зона актуального развития (того, что образуется) и ближайшего развития (как предпосылки следующего шага развития). Существенно заметить, что в структуре новообразований важное место занимают причинная, целевая, ценностная и смысловая детерминации развития.

Структура возрастно-нормативной модели развития. Можно выстроить некоторую последовательность форм становления человека для разных оснований его бытия в пределах его индивидуальной жизни и расположить её на возрастной шкале развития. Эти формы становления и будут составляющими линиями развития или новообразованиями некоторого возрастного интервала.

Для деятельности: субъект действий – субъект собственных действий – субъект деятельности – субъект собственной деятельности – субъект не деяния (эту цепочку психологически можно прочитать так: тебе - действие, я - действие, я - действующий, я – способный действовать, я – могущий не действовать, но быть!).

Для сознания: бытие сознания (непосредственное самобытие) – сознание бытия (Я есмь!) – сознание самости (самосознание) – сознание сознания (рефлексия) – трансцендирующее сознание (универсальное событие). Для общности: оживление (телесность) – одушевление (самость) – персонализация (явленность другим) – индивидуализация (уникальность) – универсализация (все человечность).

Схематически возрастно- нормативную модель развития можно представить в следующем виде Структура возрастно-нормативной модели развития.

Возрастно-нормативные модели развития составляют основу построения возрастно- ориентированной педагогической деятельности и возрастно- сообразных образовательных процессов для каждой ступени образования.

При описании возрастно- ориентированной (возрастно- сообразной) модели образовательной деятельности должны быть соотнесены ценностно-целевые представления о развитии ребенка (подростка, юноши) на ступени образования и профессионально-деятельностные представления о формах и средствах по достижению целей развития Возрастно-ориентированная модель образовательной деятельности.