Разработка стратегии одиночная бизнес два
Оперативные приемы. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность Организационная концепция. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации Продуктово-рыночная стратегия фирмы. Определяет правила, по которым складываются отношения фирмы с внешней средой (Какие продукты, на какие рынки, с помощью каких технологий фирма будет производить и продавать; Как добиваться превосходства над конкурентами) Ориентиры и задачи (в совокупности - цели). Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в будущем. Ориентиры отражают качественную сторону критериев, а цели - количественную 4 группы правил «мы хотим быть в тройке мировых лидеров» Рентабельность Оборот Организационная структура Система управления Взаимодействие между подразделениями Др. Например, Отдел сбыта: Отсрочка платежа не более 30 дней Предоплата не менее 30%
Собственники компании Внешние консультанты Топ менеджеры компании Отдел стратегического развития Стратегия компании Формулирование видения развития компании, ответственность за реализацию стратегии Формулирование приоритетов и выбор стратегической альтернативы «Расширение видения», «взгляд со стороны», привнесение успешного опыта стратегических разработок Подготовка аналитической базы для разработки стратегии, разработка и корректировка стратегии ОАО «ОМЗ»: «Искусство построения машин» Skoda Holding a.s. «Качественный рост через downsizing»
Корпоративная стратегия 1)Определяет приоритетные направления развития компании 2)Определяет границы деятельности компании и идентифицирует бизнесы, которыми компания занимается 3)Формулирует укрупненно долгосрочные цели бизнесов 4)Формулирует критерии оценки деятельности бизнесов 5)Ставит финансовые задачи перед подразделениями 6)Регламентирует систему взаимодействия бизнесов и корпоративного центра и перераспределение прибыли 7)Определяет объемы и направления крупных капиталовложений Стратегия бизнес-уровня 1)Определяет цели и задачи развития бизнеса в соответствии с корпоративной стратегией 2)Определяет продуктов-рыночный портфель бизнеса 3)Определяет организационную концепцию бизнеса и критерии оценки деятельности подразделений 4)Включает в себя функциональные стратегии, описывающие комплекс мероприятий, которые необходимо реализовать непосредственно в функциональных подразделениях для достижения поставленных целей Проблема: четкая идентификация бизнесов компании
Одной из ключевых проблем промышленных предприятий является избыточный производственно-имущественный комплекс. - Необходима корректировка нормативной базы - Реорганизация производства - Введение адекватной системы планирования Было Массовое производство Монономенклатурное производство Продуктовый ряд обновлялся редко Стало Мелкосерийное производство Многономенклатурное производство Продуктовый ряд обновляется чаще
Первоочередные задачи: 1. Ревизия и реструктуризация имущественного комплекса компаний; 2. Ревизия и реструктуризация продуктов-рыночного портфеля компании; 3. Реструктуризация структуры и системы управления компанией; 4.«Отсечение» заготовительных, вспомогательных и непрофильных бизнесов в условиях недостатка инвестиционных ресурсов; 5. Сокращение персонала; 6. Сокращение технологического отставания за счет приобретения небольших инжиниринговых компаний (в том числе, зарубежных). Ключевым вопросом для российских промышленных предприятий является вопрос качественного роста
Приоритеты, видение, долгосрочные цели Стратегический анализ Стратегическое прогнозирование Стратегические альтернативы развития компании Выбор из альтернатив Разработка стратегии компании Реализация стратегии компании Корректировка стратегии компании Разработка основных блоков стратегии Укрупненная схема выработки стратегии позволяет выделить ключевые элементы для выработки стратегии и последовательность их разработки.
Соотношение эффективности решения и времени, необходимого для подготовки информации и прогнозов Время принятия решения Эффективность принятия решения Критически важным при разработке и реализации стратегии является фактор времени, в течение которого должны быть приняты решения С определенного момента уточнение прогнозов и исходной информации приводит к тому, что решение принимается слишком поздно и его эффективность будет низкой Начало прогнозного периода
Как будет устроена отрасль и как можно позиционировать бизнес, с точки зрения наших возможностей и угроз внешней среды? Сравниваем себя с конкурентами Рассматриваем возможности и угрозы внешней среды, прогнозируем как наши слабые стороны могут быть нивелированы, а сильные превращены в возможности Прогнозируем развитие тенденций, которые существуют в отрасли Позиционирование. Кем мы хоти стать в отрасли
Чем будет определяться спрос на продукцию в отрасли и прогноз доли рынка компании? Каковы будут ключевые факторы принятия решения покупателем? Что мы должны и можем сделать, чтобы конкурировать с нашим продуктом Какова будет наша доля рынка
Чем будет определяться спрос на продукцию в отрасли и прогноз емкости рынка? Трендовый метод, основанный, на данных за предыдущий период Опрос потенциальных потребителей Оценка масштабов функциональной потребности Метод «аналогов». Сопоставление с развитыми рынками западных стран Методы оценки спроса Каждый из методов имеет свои преимущества и недостатки, поэтому при оценке спроса рекомендуется использовать как минимум два из приведенных методов