ТАБЛИЦА 1. – Сравнительные характеристики различных форм правления Форма правления Абсолютная ДуалистическаяПарламентская Смешанная Монархия республика Монархияреспублика Глава государства Занимает должность путем наследовдания объединяет в своих руках все ветви власти Наследование. Возглавляет исполнительную власть Всеобщие выборы. Возглавляет исполнительную власть Наследование. Почти не имеет собственных полномочий, не зависящих от правительства Избирается парламентом или специальным конгрессом. Почти не имеет собственных полномочий, не зависящих от правительства Избирается прямыми выборами, реже- непрямыми или парламентом. Руководит исполнительной властью, имеет ряд собственных полномочий Правительство Если существует, полностью зависит от главы государства Формируется парламентским большинством с формальным участием главы государства, ответственно перед парламентом Формируется совместно президентом и парламентом, ответственно перед парламентом, и перед президентом Законодательная власть Всевластие главы государства, отсутствие парламента Монарх может распустить парламент, сменить правительство Президент может сменить правительство и отдельных министров Правительство (с формальным участием главы государства) может распустить парламент, парламент может отправить в отставку правительство Президент может распустить парламент, сменять министров, парламент может оправить правительство в отставку с согласия президента
Таблица 2.- современные формы государственного устройства Унитарные государства Федеративные государства Регионализованные государства 1. Общие принципы Государственная власть едина, единая система законодательства, исполнительной и судебной власти. Государственная двойственна (федеральная и субъектов), двойная система законодательства, исполнительной и (иногда) судебной власти Государственная власть формально едина, но существует два уровня законодательства, иногда исполнительной власти 2. Территориальное деление и территориальные единицы Административно- Территориальные единицы образуются, изменяются, реформируются сверху. Субъекты федерации: образуются, изменяются, реформируются самостоятельно Автономии: образуются, изменяются, реформируются по согласованию с центром 3. Наличие выборных органов власти Не обязательно Обязательно 4. Определение полномочий и механизма формировдания территориальных органов власти Определяются законом (сверху)Определяется самостоятельно (с учетом федеральных конституционных ограничений) Предложения разрабатываются самостоятельно, но должны быть утверждены центральными органами власти 5. Издание правовых актов Сфера действия определяется законом или судами (сверху) По любым вопросам, не отнесенным к федеральному ведению (презумпция компетенции субъектов) По согласованию или с обязательным утверждением центральными органами власти 6. Атрибуты государственности Нет, иногда собственная символика Конституции (Уставы), часто официальный язык, свое гражданство, государственная символика Иногда официальный язык. Никогда гражданство, уставы ( статусы) утверждаются центральными органами власти 7. Степень разнообразия в организации власти, полномочиях и статусе Унификация Равноправное разнообразие Асимметрия 8. Примеры Франция, Аргентина, Швеция, Швеция, Ддания, Япония США, Мексика, Бразилия, Австралия, ФРГ, Швейцария Италия, Испдания, под вопросом Великобритдания, ЮАР
Таблица 3. – Типы современных федераций Дуалистическая федерация Кооперативная федерация Централизованная федерация 1. Сферы законодательных полномочий ( по Конституции) Список исключительных полномочий федерации, список запретов для субъектов, презумпция компетенции субъектов Список исключительных полномочий федерации, список запретов для субъектов, сферы конкурирующего законодательства (совместное ведение) презумпция компетенции субъектов Список исключительных полномочий федерации, список запретов для субъектов, сферы конкурирующего законодательства (совместное ведение) список полномочий субъектов, презумпция компетенции федерации 2. Распределение полномочий исполнительной власти Независимые системы органов исполнительной власти у федерации и у субъектов, четкое разграничение полномочий У федерации только центральные органы исполнительной власти на территориях действуют только органы исполнительной власти субъектов, которым федерация делегирует полномочия Органы исполнительной власти субъектов подконтрольны и подотчетны, часто подчинены федеральным 3. Бюджетный федерализм Редкие федеральные гранты и программы, в остальном взаимная независимость Многоуровневая система перераспределения налоговых поступлений, дотаций, взносов Финансовые ресурсы концентрируются в федеральном бюджете, откуда распределяется по усмотрению федерации 4. ПримерыСША, АвстралияФРГ, Швейцария Индия, Пакистан
Таблица 4. – Административно-территориальное деление и органы местного и регионального самоуправления в разных странах Страна Уровни СШАВеликобрит дания Канада ГермданияФранция ИталияДдания, Швеция Нидерланд ы Греция Муниципальный Различные категории муниципалитетов Районы и города Различные категории муниципалитетов Города и районы Коммуны Община Демы и общины Объединения муниципалитетов Графство (в некоторых штатах), специальные округа Департамент Провинция, города со статусом провинции Графство, город со статусом графства Провинции Ном Объединения территориальных единиц Штат, (субъект федерации Провинции ( субъект федерации) Администр ативные округа Регион Ординарные специальные регионы Территориальны е единицы ГУ, не совпадающие с территорией местных (региональных) само управляющих с я сообществ По ведомствам, независима я многоуровневость По ведомства, по странам( Англия, Шотландия, Уэльс, Сев, Ирландия) По ведомства независимая многоуровневость Субъекты федерации Между департаментом и коммуной (округ) Периферия (охватывает территорию нескольких номов), округ (между номом и демон )