- это оптимальный темп чтения, приближенный к среднему темпу устной речи, который обеспечивает понимание читаемого.
Такой скоростью чтения является слов в минуту: это достаточно быстрое чтение целыми словами, удобное для восприятия другими. Значительное увеличение этой скорости приводит к нарушению механизмов восприятия на слух, к расстыковке зрительных и моторных процессов. Информация может полностью не усвоиться, так как не успевает включаться механизм репродуктивного воображения.
Подготовка к овладению этим навыком чтения начинается с четвертого года обучения, когда учащиеся в основном освоят чтение целыми словами. У них уже увеличилось поле зрения в результате упражнений, которые проводились во 23-м классах. Специальные занятия, направленные на ознакомление с окружающими предметами, явлениями, на развитие речи, создали достаточный запас представлений, помогающих детям быстрее осмысливать содержание доступных им текстов.
Для формирования беглости чтения важно соблюдение следующих методических условий: 1) Применение при чтении художественных и информационных текстов принципа продуктивного много чтения. 2) Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствование зрительного восприятия (поля чтения), оперативного поля чтения, памяти и других процессов. 3) Развитие механизма антиципации, смысловой догадки (текстуального угадывания). 4) Создание ситуации успеха для поддержки даже малого продвижения ребенка в скорости чтения.
Беглость чтения зависит от так называемого поля чтения (зрения, узнавания), длительности остановок (фиксаций) в процессе чтения, количества регрессий. Поле чтения это такой отрезок текста, который взгляд чтеца охватывает за один прием, после чего следует фиксация, в которой и происходит осознание прочитанного. Опытный чтец делает на одной строке от 3 до 5 фиксаций через равномерные отрезки; у ребенка количество фиксаций больше и отрезки воспринимаемого текста не одинаковы. Количество регрессий составляет в среднем на каждые 100 слов текста.
Минимальные нормы темпа чтения: 1 класс – слов в минуту; 2 класс – слов в минуту; 3 класс – слов в минуту; 4 класс – слов в минуту.
Приемы выработки беглости чтения:
1. Упражнении на развитие оперативного поля чтения и памяти: Игра Фотоглаз Показывается слово (группа слов), а дети воспринимают и запоминают их за короткое время; Игра Угадай На доске напечатано к.р.д.р.; В нашей квартире узкий к… Дети угадывают слово (в первом случае с опорой на согласные буквы, которые несут основную смысловую нагрузку, во втором случае – с учетом смысла всей фразы). Упражнение «Пирамида» (ее можно составить из слов текста, который будет читаться на уроке): дети читают пирамиду, скользя взглядом сверху вниз по первым буквам слов: Раз Внук Осень Лесник Мальчик Брусника
2. Зрительные диктанты по текстам И. Т. Федоренко: Тексты составляют 18 наборов, в каждом по 6 предложений; от набора к набору постепенно, по 1-2 букве, происходит наращивание длины предложений (от 8 букв в первом до 46 букв в последнем наборе); 1. Тает снег. 2. Идет дождь. 3. Небо хмурое. 4. Коля заболел. 5. Запели птицы. 6. Поле опустело 1. Трещат морозы. 2. Я ищу землянику. 3. В лесу росла ель. 4. Наступила осень. 5. Дни стали короче. 6. В лесу много берез. 1. Прилетели птички. 2. Ярко светит солнце. 3. Лида вытерла доску. 4. Весело бегут ручьи. 5. Подул резкий ветер. 6. Зоя прилежно учится.
3. Прием многократного чтения в течение 1 минуты: - в течение 1 минуты все дети читают один и тот же текст и замечают, до какого слова дочитали; затем следует повторное чтение этого же отрывка, в результате чего ученики прочитают на несколько слов больше (читать не больше 3-х раз); 4. Ежеурочные чтения «пятиминутки»: - представляют собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок. 5. «Жужжащее пение»: - это когда все ученики читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью
6. Продуктивное много чтение: - чтение текста с разными целевыми установками (учебными заданиями); 7. Игра «В прятки»: - ведущий начинает читать текст с любого места, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего 8. Игра «Догоняшки»: - вверху над текстом кладется листе бумаги, который передвигается вниз по странице. Ученик должен успеть охватить глазом всю строку (пока лист ее не закрыл) и прочитать
Заключение: Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.