«Психологические акции в работе с родителями, воспитанниками и педагогическим коллективом ДОУ» Педагог-психолог МБДОУ г. Иркутска детского сада 25 Печерская Ольга Владимировна
Актуальность Согласно ФГОС дошкольного образования охрана и укрепление психического здоровья детей - одна из центральных задач работы детского сада. Исходя из этого основной целью работы педагога-психолога ДОУ является психологическое сопровождение образовательного процесса, что в свою очередь выступает важным условием повышения качества образования в современном детском образовательном учреждении. Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников, педагог- психолог включается в образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива, устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родительской общественностью.
Актуальность Тренинги, семинары-практикумы, родительские собрания, круглые столы известные и хорошо апробированные формы работы с родителями и педагогами. Нетрадиционной же и относительно новой формой такой работы являются психологические акции, которые наряду с традиционными формами работы педагога-психолога помогают способствовать повышению интереса субъектов воспитательно-образовательного процесса к психическому здоровью детей и взрослых, демонстрируют реальные формы работы и возможности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. Неоспоримым преимуществом психологических акций является возможность большого охвата аудитории участников воспитательно-образовательного процесса.
Определение и цели Психологические акции – это вид психологической работы в игровой форме. По сути психологическая акция - это игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве всего детского сада или отдельной группы. Данная игровая среда не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила и намеченный результат. Основная цель акций – расширение жизненного пространства её участников. Ведь суть психологического сопровождения заключается и в том, чтобы создать условия для формирования у участников образовательного процесса представления о том, что необходимо повышать качество своей жизни за счёт привнесения в неё новых чувственных красок, эмоций, ценностей, смыслов и возможностей. Кроме того, отличительной особенностью акций является их ненавязчивость и оригинальность. Они не мешают жить тем, кто не хочет принимать в них участия, однако значительно воодушевляют тех, кто горит желанием узнать и попробовать нечто новое.
Виды На сей день существует большое количество психологических акций, которые педагог-психолог может реализовать в рамках своего дошкольного учреждения. Например, один из особых видов акции, хорошо известный всем Неделя психологии, то есть совокупность психологических акций, подчиненных одной теме. При её организации выбирается общая тема, которая разбивается на блоки и каждый день посвящается отдельному блоку. Существуют также: детско-родительские акции; акции для педагогического коллектива; акции для детей; смешанные акции (для всех участников педагогического процесса).
Психологические акции в нашем детском саду Однако я бы хотела сегодня более подробно остановиться на тех акциях, которые я лично организовала и проводила в своём дошкольном учреждении. Некоторые идеи были почерпнуты мной из литературы и Интернета, часть акций была полностью разработана и реализована мной самостоятельно.
«Сундучок пожеланий» или «Поделись улыбкою своей». Участники акции: коллектив ДОУ, родители, воспитанники. Цель акции: создание атмосферы психологического комфорта, взаимоуважения и толерантности. Необходимые материалы: небольшие листы бумаги, шариковые ручки, сундучок, шкатулка или коробка с прорезью под письма, выставочный стенд. Ход: сотрудникам детского сада, родителям и детям было предложено написать любые пожелания, советы или слова поддержки для тех, кому в данный момент времени грустно и одиноко, и опустить их в «почтовый ящик». Когда ящик был наполнен, листы с пожеланиями были размещены на выставочном стенде, где с ними мог познакомиться любой желающий.
«Наши корабли мечты». Участники акции: воспитанники подготовительной к школе группы, выпускающиеся из детского сада. Цель акции: формирование позитивного целеполагания, создание праздничного настроения. Необходимые материалы: цветная бумага, белый ватман, клей, гуашь, ножницы, «зубочистки». Ход: на первом этапе был проведён небольшой опрос, в ходе которого дети делились с психологом своими мечтами. Затем для каждого воспитанника был сооружён кораблик в технике оригами, на парус которого помещался текст с описанием мечты ребёнка. После этого корабли были приклеены к необходимому фону: море, изображённое на белом ватмане. Получившаяся картина была расположена при входе в группу.
«Корзина пожеланий и предсказаний». Участники акции: коллектив ДОУ, родители, воспитанники. Цель акции: повышение положительного эмоционального фона коллектива ДОУ и родителей воспитанников. Необходимые материалы: небольшие листы бумаги, корзина. Ход: в корзину были помещены листочки с разного рода пожеланиями и «предсказаниями», начиная от шуточных, заканчивая пожеланиями философского характера, как в стихотворной, так и в прозаической форме. Любой человек мог вытянуть листок-аффирмацию, прочесть и забрать себе (обязательное условие).
"Забор психологической разгрузки". Участники акции: коллектив ДОУ, родители. Цель акции: психологическая разгрузка (создание условий для освобождения от негативных эмоций, тревожных состояний). Необходимые материалы: картон, гуашь, стикеры, шариковые ручки, канцелярский нож. Ход: все желающие могли оставить на «заборе» надписи любого содержания (мнения о работе ДОУ, жалобы, пожелания, волнения и переживания за своего ребёнка).
«Тайный друг». Участники акции: коллектив ДОУ. Цель акции: улучшение эмоционального состояния сотрудников ДОУ, сплочение коллектива через поддержание положительного микроклимата. Необходимые материалы: белая бумага, шариковые ручки, «коробка-почтовый ящик». Ход: сотрудники ДОУ анонимно писали письма одному или нескольким коллегам и опускали их в «почтовый ящик». Письма принимались определённый промежуток времени, по его окончании многие из них получили письма от своих коллег, а вместе с ними заряд положительных эмоций и ощущение важности и нужности для всего детского сада.
«Детство». Участники акции: родители, воспитанники. Цель акции: создание благоприятного эмоционального фона в детском саду, гармонизация детско-родительских отношений Необходимые материалы: длинная лента, прищепки, фотографии. Ход: родителям наших воспитанников было предложено принять участие в акции, принеся в сад фотографию своего ребёнка и их собственные фото, когда они проживали период дошкольного детства. Полученные фотографии были размещены в холле детского сада.
Выводы. Таким образом, мы видим, что психологические акции являются новой эффективной формой работы, которая привносит в жизнь дошкольного учреждения толику света, тепла, доброты.