МАДОУ «Детский сад 267», г.Барнаул, группа 11»Букваешки» Бодрящая гимнастика после сна в детском саду, закаливание. Воспитатели старшей группы Шумилова Анастасия Константиновна Григорьева Елена Николаевна 2018
Я не боюсь ещё раз повторить : Забота о здоровье - Это важнейший труд воспитателя. Сухомлинский В. А. Здоровье - большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Однако обычно речь идет об утренней зарядке, а вот о необходимости гимнастики после дневного сна, почему-то помнят далеко не все, а ведь она ничуть не менее важна!
Цель такой гимнастики способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна. Гимнастика после сна - это один из важнейших кирпичиков в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении. Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.
Задачи гимнастики после сна: увеличить тонус нервной системы; укрепить мышечный тонус; способствовать профилактике нарушений опорно- двигательного аппарата; способствовать профилактике простудных заболеваний; развитие физических навыков; сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня; учить детей дышать через нос; воспитывать привычку здорового образа жизни.
Гимнастика после сна, её организация и проведение. Бодрящую гимнастику следует проводить в хорошо проветренном помещении, в течение семи – пятнадцати минут в зависимости от возраста детей. Хорошо, если после пробуждения ребенок услышит свои любимые детские песенки, тогда он наверняка проснется быстрее. Для того чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, можно использовать игровые упражнения, сопровождаемые различными стихами.
Варианты бодрящей гимнастики. Гимнастика игрового характера; Гимнастика с использованием тренажёров или спортивного комплекса. Самостоятельная гимнастика. Лечебно – восстановительная гимнастика. Музыкально –ритмическая. Дыхательная гимнастика стоя у постели или в групповой комнате.
Три основных этапа гимнастики после сна: Постепенное пробуждение, потягивание; разминка, проводимая в постели; игровые упражнения и самомассаж.
Постепенное пробуждение, потягивание. Лучше всего, если малыш будет просыпаться под тихую, плавную музыку. Отдерните шторы в спальне, мягко и нежно, с улыбкой и уж, конечно, без резких движений! откиньте одеяло с ребенка.
Разминка, проводимая в постели. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и т. п. Сделайте несколько более сложных упражнений подойдут всем знакомые «велосипед» или «кошечка». Длительность гимнастики в постели около 2З минут.
Велосипед. Ножки мы подняли, На педали встали. Быстрей педали я кручу, И качу, качу, качу.
Горка. Ребенок лежит на спине, слегка приподнимает нижнюю часть туловища.
Ну, а после этого самое время вставать с кровати!
Игровые упражнения. Упражнения могут быть на основе игрового характера с использованием 3-6 имитационных упражнений. Дети очень любят гимнастику в форме музыкально – ритмических упражнений. Можно использовать комплексы с элементами точечного массажа, самомассажа, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики. Очень хорошо, если у вас уже есть массажные коврики используйте их 2–3 раза в неделю. А главное все это доставляет детям огромное удовольствие. Таким образом бодрящая гимнастика, облегчит детям переход от сна к бодрствованию. И дети будут вставать «с той ноги».
Главное правило Это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Нужно следить за осанкой ребенка и правильностью выполнения упражнений.
Примерный комплекс упражнений. Упражнения пробуждения: Тили-тили-тили-дон, Что за странный перезвон. То будильник наш звенит, Просыпаться нам велит. 1.«Потягивание» - И. п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, и. п. (3-4 раза) Мы проснулись, потянулись. С боку набок повернулись, И обратно потянулись. И еще один разок, С боку набок повернулись, И обратно потянулись.
Упражнение в кровати. 2. «Часики тикают» И. п.: сидя, руки на коленях, качаем головой в правую и левую сторону. (3-4 раза) 3. И. п.: сидя, руки в упоре сзади, ноги согнуты в коленях, обхватить колени руками, и. п. 4. Велосипед. Ножки мы подняли, На педали встали. Быстрей педали я кручу, И качу, качу, качу. 5. «Змея» - И. п.: лёжа на животе, упор на вытянутых руках. Голова гордо поворачивается влево – вправо и издавать звук «Ш… Ш… Ш… » (4 раза).
Упражнения на полу. ПОПУГАЙ Жил на свете попугай. Крылья шире расправляй. (Руки в стороны, влево, вправо.) Он любил летать всех выше, Выше пальм, жирафов выше. (Потянуться на носках, руки вверх.) В гости к деткам прилетал, Вместе с ними отдыхал, (Делать приседания.) Прыгал, кланялся, шалил, (Прыжки,наклоны головы, туловища вперед.) С малышами говорил.
Основные виды упражнений и закаливания после сна 1. Ходьба по корригирующим дорожкам 2. Массаж спины. 3. Дыхательная гимнастика 4. Упражнения для профилактики плоскостопия(собираем камушки) 5. Обширное умывание(лицо, шея, руки)