Тема лекции. Введение в микробиологию и иммунологию. Микробиология и иммунология – как наука. Предмет и задачи медицинской микробиологии и иммунологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИКРОБИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭПИДЕМИОЛОГИИ И МЕТОДАМИ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛЕКЦИЯ : МИКРОБИОЛОГИЯ КАК НАУКА, ПРЕДМЕТ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТ.
Advertisements

МИКРОБИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭПИДЕМИОЛОГИИ И МЕТОДАМИ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛЕКЦИЯ : МИКРОБИОЛОГИЯ КАК НАУКА, ПРЕДМЕТ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТ.
ЛЕКЦИЯ : МИКРОБИОЛОГИЯ КАК НАУКА, ПРЕДМЕТ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ЗАДАЧИ МЕДИЦИНСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ Преподаватель: Силенова Ольга Владимировна.
И СТОРИЯ РАЗВИТИЯ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ Выполнила студентка АМК гр Шаляпина Л. В.
Пароль: ВАША У Л Ы Б К А. Микробиология Микробиология (от греч. micros. малый, bios. жизнь, logos. учение) наука о живых организмах, невидимых невооруженным.
Эвристический этап – Гиппократ предположил существование миазм; Ибн-Сина (Авиценна) писал в Каноне врачебной науки о том, что причиной чумы, оспы и других.
МИКРОБИОЛОГИЯ, САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ КАРАКУЛЬЕВА АЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА.
Подготовил ( а ): Акылбек кызы Айзада Кф Проверил ( а ) Джедигенов Элмурат Алсеитович.
Раздел 1. Микробиология в пищевом производстве Тема 1.1. Основные группы микроорганизмов, их морфология и физиология, роль в пищевом производстве. Разработала.
ТЕМА: Общие сведения о микробиологии. * МИКРОБИОЛОГИЯ – наука, изучающая строение, свойства и жизнедеятельность микроорганизмов.
Тема занятия : «Цели, задачи, сущность и структура дисциплины. Основные понятия и термины микробиологии. Микробиологические исследования и открытия А.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МИКРОБИОЛОГИИ ЕФИМОВА К.В..
Основы общей биологии. Предмет и задачи курса. Методы исследования биологии. Связь биологии с другими науками.
Бактерии (греч. bakterion палочка), большая группа (тип) микроскопических, преимущественно одноклеточных организмов, обладающих клеточной стенкой, содержащих.
Самсонова Елена Александровна учитель биологии МОУ «СОШ» р.п. Турки 2013.
Выполнила Быкова Н.М., педагог-организатор МБОУ ДОД ЦДОД «Искра» г.о. Самара.
МИКРООРГАНИЗМЫ? 1. Какие организмы относят к микроорганизмам? 2. Какие способы размножения характерны для микроорганизмов? 3. Какова роль микроорганизмов.
Транксрипт:

Тема лекции. Введение в микробиологию и иммунологию. Микробиология и иммунология – как наука. Предмет и задачи медицинской микробиологии и иммунологии История развития микробиологии и иммунологии.

- что Вы знаете о микробах? (Размеры, особенности строение, дыхания, питания, размножения) - какие Вы знаете Царства микробов? - в чем польза микроорганизмов? - какой вред приносят микроорганизмы? - Междисциплинарные связи.

МИКРОБИОЛОГИЯ (от micros малый, bios жизнь, logos учение) наука, изучающая закономерности жизни и развития микроорганизмов, их биологические признаки, систематику, экологию, взаимоотношения с другими организмами.

Общая микробиология изучает наиболее общие закономерности, свойственные каждой группе микроорганизмов: структуру, метаболизм, генетику, экологию и т. д. Основные разделы общей микробиологии: Цитология Морфология Генетика Систематика Культивирование микроорганизмов Биохимия микроорганизмов Экология микроорганизмов Прикладная микробиология и биотехнология микроорганизмов

Техническая микробиология разрабатывает биотехнологии синтеза микроорганизмами биологически активных веществ: белков, ферментов, витаминов, спиртов, органических веществ, антибиотиков и др. Сельскохозяйственная микробиология занимается изучением микроорганизмов, которые участвуют в круговороте веществ, используются для приготовления удобрений, вызывают заболевания растений и др. Ветеринарная микробиология изучает возбудителей заболеваний животных, разрабатывает методы их биологической диагностики, специфической профилактики и лечения, направленного на уничтожение микробов- возбудителей в организме больного животного.

Предметом изучения медицинской микробиологии являются болезнетворные (патогенные) и условно-патогенные для человека микроорганизмы, а также разработка методов микробиологической диагностики, специфической профилактики и лечения вызываемых ими инфекционных заболеваний. Предметом изучения санитарной микробиологии являются санитарно-микробиологическое состояние объектов окружающей среды и пищевых продуктов, разработка санитарных нормативов.

изучает: - возбудителей инфекционных болезней человека, - их морфологию, физиологию, экологию, биологические и генетические характеристики, - разрабатывает методы их культивирования и идентификации, - разрабатывает специфические методы диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней - создание иммунобиологических препаратов.

Бактериологию – науку, изучающую бактерии. Микологию - науку, изучающую грибы. Протозоологию - науку, изучающую простейшие. Вирусологию - науку, изучающую вирусы. Иммунологию – науку, изучающую защитные свойства организмов

ЗАДАЧИ МЕДИЦИНСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ. 1. Установление этиологической роли микроорганизмов в норме и патологии. 2. Разработка методов диагностики, специфической профилактики и лечения инфекционных заболеваний, идентификации возбудителей. 3. Бактериологический контроль окружающей среды, продуктов питания, соблюдения режима стерилизации и надзор за источниками инфекции в лечебных и других учреждениях. 4. Контроль за чувствительностью микроорганизмов к антибиотикам и другим препаратам, состоянием микробиоценозов поверхностей и полостей тела человека.

- разрушают органическое вещество и участвуют в круговороте веществ в природе - являются ключевым фактор м почвообразования - бактерии используют для очистки сточных вод. - некоторые микроорганизмы являются причиной инфекционных заболеваний человека - в кишечнике человека и животных живут бактерии-симбионты, которые приносят огромную пользу организму - с помощью микроорганизмов получают продукты (хлеб, сыр, кисло--молочные продукты вино ), некоторые витамины, антибиотики, ферменты и аминокислоты - микроорганизмы используют в биотехнологии (с помощью генной инженерии получают лекарственные вещества)

1. Период эмпирических знаний. 2. Морфологический период. 3. Физиологический период. 4. Иммунологический период. 5. Период открытия антибиотиков. 6. Современный молекулярно- генетический этап.

Догадки о живом возбудителе высказывали: Тит Лукреций Кар (9555 гг. до н. э.), Гален ( гг. н. э.), Фракасторо Джироламо ( ) Эвристический период (IV - III тысячелетие до н.э..XVI в. н. э.) связан с логическими и методическими приемами нахождения истины- эвристикой

Фракасторо Джироламо ( ) «О контагии, о контагиозных болезнях и лечении» ( систематическое учение об инфекции и путях её передачи) Для предохранения от болезней им были рекомендованы изоляция больного, карантин, ношение масок, обработка предметов уксусом. Таким образом, Д. Фракасторо был одним из основоположников эпидемиологии, т. е. науки о причинах, условиях и механизмах формирования заболеваний и способах их профилактики.

С изобретением микроскопа А.Левенгуком ( ). начинается следующий этап в развитии микробиологии, получивший название морфологического год, - Антони ван Левенгук - сумел изготовить двояковыпуклые линзы, дававшие увеличение в раз. Левенгук считал обнаруженных им микроскопических существ «очень маленькими животными» и приписывал им те же особенности строения и поведения, что и обычным животным.

Антони ван Левенгук. «Сколько чудес таят в себе эти крохотные создания. В полости моего рта их было наверное больше, чем людей в Соединённом Королевстве. Я видел в материале множество простейших животных, весьма оживлённо двигавшихся. Они в десятки тысяч раз тоньше волоска из моей бороды».

Микроскоп 1751 года Современный световой микроскоп Современный световой микроскоп

Э. Дженнер (1729 – 1923) в 1796 г. доказал, что прививка людям коровьей оспы создает невосприимчивость к натуральной оспе.

Луи Пастер ( ) «Микробы - бесконечно малые существа, играющие в природе бесконечно большую роль». - развитие промышленной микробиологии, - выяснение роли микроорганизмов в кругообороте веществ в природе, - открытие анаэробных микроорганизмов, - разработка принципов асептики, методов стерилизации, - ослабления (аттенюации) вирулентности микроорганизмов и получения вакцин (вакцинных штаммов) в частности от сибирской язвы, бешенства. - получения чистых культур бактерий, - изучение возбудителей сибирской язвы, холеры, бешенства, куриной холеры и др. болезней.

Mycobacterium tuberculosis Генрих Герман Роберт Кох (1843 – 1910) -метод выделения чистых культур на твердых питательных средах (ввел в практику чашки Петри) - способы окраски бактерий анилиновыми красителями, - открытие возбудителей сибирской язвы, холеры, туберкулеза – экспериментальное обоснование постулатов (триада) Хенле - Коха: возбудитель заболевания должен регулярно обнаруживаться у пациента он должен быть выделен в чистую культуру выделенный микроорганизм должен вызывать у подопытных животных те же симптомы, что и у больного человека Нобелевская премия по физиологии и медицине в 1905 за исследования туберкулёза.

П.ЭРЛИХ (1854 – 1915) РАЗРАБОТАЛ ГУМОРАЛЬНУЮ ТЕОРИЮ ИММУНИТЕТА В последующей многолетней и плодотворной дискуссии между сторонниками фагоцитарной и гуморальной теорий были раскрыты многие механизмы иммунитета и родилась наука ИММУНОЛОГИЯ И.И.Мечникову и П.Эрлиху в 1908 г. была присуждена Нобелевская премия.

Ценковский Л. С. ( ) русский ботаник, протозоолог и бактериолог, впервые отнес бактерии к растительным организмам. в соответствии с принципами Пастера, получил ослабленный вариант бацилл сибирской язвы и использовал его для прививки животных. РУССКИЕ МИКРОБИОЛОГИ

Безредка Александр Михайлович русский ученый-микробиолог, ученик и помощник Мечникова. Его работы, посвященные проблемам иммунитета и анафилаксии, нашли широкое применение в практике. Л.А.Тарасевич (1868 – 1927) – ученик Мечникова. Блестящий организатор борьбы с эпидемиями в России, проводил вакцинацию против туберкулеза и кишечных инфекций. В 1918 г. организовал Институт контроля сывороток и вакцин, который носит его имя

Гамалея Н. Ф. (1859 – 1949) русский советский ученый-микробиолог, эпидемиолог, врач. В1898 г. он впервые наблюдал бактериофагию. Его имя носят несколько микробиологических институтов нашей страны.

а я В 1892 г. на заседании Российской академии наук Д.И.Ивановский сообщил, что возбудителем мозаичной болезни табака является фильтрующийся вирус. Эту дату можно считать днем рождения вирусологии, а Д.И.Ивановского - ее основоположником. Д. И. Ивановский ( )

ОТКРЫТИЕ АНТИБИОТИКОВ А. Флеминг в 1928 г. наблюдал зоны лизиса стафилококка в чашках, случайно проросших зеленой плесенью. Выделенный штамм плесени губительно действовал и на другие бактерии. А.Флеминг (1881 – 1955) А.Флеминг (1881 – 1955) английский бактериолог. Рenicillium

Первый отечественный пенициллин (крустозин) был получен З.В. Ермольевой из P. crustosum в 1942 г. З.В. Ермольева (1898 – 1974)

. Чейн Эрнст Борис Флори Хоуард Уолтер ( ), (1898 – 1968), английский биохимик, английский патолог и микробиолог в 1938 году получили пенициллин в пригодном для инъекций виде. Нобелевская премия по физиологии и медицине в 1945 году совместно с Александром Флемингом за открытие и синтез пенициллина.

создание электронного микроскопа. доказательство роли ДНК в передаче наследственных признаков. использование бактерий, вирусов и плазмид в качестве объектов молекулярно- биологических и генетических исследований

Установить соответствие. Укажите вклад ученого в микробиологическую науку: Ученые: 1) А. Левенгук; 2) И. Мечников; 3) Д. Ивановский; 4) Р. Кох; 5) Л. Пастер; Вклад: а) открыл явление фагоцитоза; б) увидел микроорганизмы под микроскопом; в) открыл вирусы; г) выделил возбудителей туберкулеза, холеры; д) изготовил вакцину против бешенства. Дополните текст: «Медицинская микробиология изучает …..»

Тестовые задания A. Отметьте ученого, кому принадлежала честь в создании первой вакцины против бешенства: 1. Л. Пастер. 2. Р. Кох. 3. И. Мечников. 4. А. Левенгук. Б. Отметьте ученого, кому принадлежала честь создать фагоцитарную теорию иммунитета, за которую он был удостоен Нобелевской премии: 1. Л. Пастер. 2. Р. Кох. 3. И. Мечников. 4. П. Эрлих. B. Отметьте ученого, кому принадлежала честь первому культиви- ровать и описать возбудителей туберкулеза и холеры: 1. П. Эрлих. 2. И. Мечников. 3. Л. Пастер. 4. Р. Кох.

Установить соответствие. Укажите вклад ученого в микробиологическую науку: 1) А. Левенгук - б) увидел микроорганизмы под микроскопом; 2) И. Мечников- а ) открыл явление фагоцитоза; 3) Д. Ивановский- в) открыл вирусы; 4) Р. Кох- г) выделил возбудителей туберкулеза, холеры; 5) Л. Пастер- д) изготовил вакцину против бешенства.

Дополните текст: «Медицинская микробиология изучает возбудителей инфекционных болезней человека, их морфологию, физиологию, экологию, биологические и генетические характеристики, разрабатывает методы их культивирования и идентификации, специфические методы их диагностики, лечения и профилактики

Тестовые задания A. Отметьте ученого, кому принадлежала честь в создании первой вакцины против бешенства: 1. Л. Пастер. 2. Р. Кох. 3. И. Мечников. 4. А. Левенгук. Б. Отметьте ученого, кому принадлежала честь создать фагоцитарную теорию иммунитета, за которую он был удостоен Нобелевской премии: 1. Л. Пастер. 2. Р. Кох. 3. И. Мечников. 4. П. Эрлих. B. Отметьте ученого, кому принадлежала честь первому культивировать и описать возбудителей туберкулеза и холеры: 1. П. Эрлих. 2. И. Мечников. 3. Л. Пастер. 4. Р. Кох.

Написать рефераты по темам: «История и развития науки микробиологии», «Открытия Л.Пастера, Р.Коха, И.И.Мечникова» «Современные достижения медицинской микробиологии и иммунологии», Книги: В.Каверин «Открытая книга» Де Поль «Охотники за микробами» Гуго Глайзер «Драматическая медицина» Фильмы: «Открытая книга» Луи Пастер Р.Кох «Пенициллиновая гонка» «Дуэль с вирусом. Спасти человечество»