Восемнадцатое января. Классная работа Морфема – значимая часть слова. Составила: Матвеева Н.Н учитель русского языка МБОУ СОШ Бриакан
Цели урока: Обучающая: дать понятие о морфемике как разделе языкознания, подвести к пониманию морфемы как значимой части слова. Развивающая: расширять детский кругозор, словарный запас. Воспитательная: прививать любовь к творчеству русских поэтов; продолжать развивать интерес к здоровому образу жизни.
Начнём урок с лексической зарядки «Если хочешь быть здоров». Скажите, какие слова здесь зашифрованы? 1) Вид спорта, досуга, состоящий в походах, путешествиях. 2) Вид спортивной гимнастики. 3) Система физических упражнений, способствующих общему развитию организма и укреплению здоровья. 4)Поглаживание, растирание тела с лечебной и гигиенической целью. 5)Высшее достижение в спорте. 6) Исполнитель сложных и опасных трюков
Запишите словарные слова Туризм, аэробика, гимнастика, массаж, рекорд, каскадёр.
Синтаксическая пятиминутка. Записываем предложение, определяя вид предложения и части речи. Сила воли – ценнейшее качество человека.
Гимнастика мозга Упражнение «Ленивые восьмерки» Возьмите в правую руку карандаш, начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь левой, а теперь и левой и правой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.
Изучение нового материала -Из чего состоят слова? - Ребята, это новая тема урока. - Что такое морфема? Проведём словарно – орфографическую работу слова МОРФЕМА Морфема – (греч.- форма) – минимальная ЗНАЧИМАЯ часть слова. -Каждая морфема выражает лексическое и грамматическое значение слова. Раздел науки о языке, который изучает состав слова, называется морфемикой. - Всего, и вы уже это знаете, существует 4 морфемы – приставка, корень, суффикс, окончание. Давайте вспомним, какие есть морфемы, и в какой последовательности должны мы выполнять морфемный разбор.
- Корень – это главная морфема, потому что слово не может существовать без корня, так как в корне заключено лексическое значение слова. - А суффикс –ЯТ - вносит в слово свой смысл, он показывает нам, что перед нами группа каких-то детёнышей. Приведем примеры. КОЗЛЯТА, ЛИСЯТА, ПОРОСЯТА, ВОЛЧАТА, РЕБЯТА, КОТЯТА
игра «Третий – лишний» Докажите, что здесь есть лишние слова. Лес – лестница – лесничий Чеснок – честный – чесночный Налево – лев – левы
Проведём игру "Узнай способ" Несчастный Старик Хоттабыч забыл заклинание и его слова исчезли, остались лишь выделенные морфемы. Помогите ему из заданных морфем составить слова. -ый-, -здоров-, -к-, -прыжку-, - и-, беж-, -пере-, -к-, -а-
Из-за леса, леса тёмного, Подымалась красна зорюшка. Рассыпала ясной радугой Огоньки – лучи багровые. В это утро вместе с солнышком Уж из тех ли тёмных зарослей Выплывала, словно зоренька Белоснежная лебёдушка. Позади ватагой стройною Подвигались лебежатушки, И дробилась гладь зеркальная На колечки изумрудные.
Серьёзная работа Запиши слова в тетрадь и выдели в словах морфемы. Вода – Звезда – Трава – Запишите их, подбирая однокоренные слова.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА Что мы повторили на сегодняшнем уроке? А что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? УМНИЦЫ!!!