«Причастный оборот» Урок русского языка Урок русского языка 7 класс 7 класс Самсонова Светлана Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ «Золотухинская СОШ» МО «Ахтубинский район»
А.С.Пушкин называл «вялыми» такие обороты: лошадь, которая скачет по мосту слуга, который метёт улицу слуга, который метёт улицу
А.С.Пушкин обращал внимание на выразительную силу причастия Лошадь, скачущая по мосту, Лошадь, скачущая по мосту, Слуга, метущий улицу,» Слуга, метущий улицу,»
Причастный оборот – это причастие, имеющее при себе зависимые слова. Лошадка, Лошадка, |Скачущая + по мосту| |Скачущая + по мосту| |Везущая + хворосту воз| |Везущая + хворосту воз|
Лошадка,| везущая хворосту воз|,
Найдите причастие с зависимым словом 1. виднеющийся издалека 2. возвышающаяся постройка 3. охраняемый собор 4. охраняемый законом 5. остающийся в памяти 6. устрашающий вид 7. вызывающий уважение 8. увлеченные туристы 9. застывшая музыка 10. манящий за собой 1. виднеющийся издалека 2. возвышающаяся постройка 3. охраняемый собор 4. охраняемый законом 5. остающийся в памяти 6. устрашающий вид 7. вызывающий уважение 8. увлеченные туристы 9. застывшая музыка 10. манящий за собой
Проверь себя! 1. виднеющийся издалека 2. охраняемый законом 3. остающийся в памяти 4. вызывающий уважение 5. манящий за собой 1. виднеющийся издалека 2. охраняемый законом 3. остающийся в памяти 4. вызывающий уважение 5. манящий за собой
Составьте словосочетания, добавив к причастию зависимое слово Поле, заросшее…… Поле, заросшее…… Дорога, ведущая к…. Дорога, ведущая к…. Дерево, посаженное…. Дерево, посаженное…. Лист, сорванный с… Лист, сорванный с… Волны, плещущие у Волны, плещущие у Дети, торопившиеся на… Дети, торопившиеся на…
Причастие + зависимое слово Поле, заросшее (травой, сорняком…) Поле, заросшее (травой, сорняком…) Дорога, ведущая к ( дому, деревне..) Дорога, ведущая к ( дому, деревне..) Дерево, посаженное (учениками…) Дерево, посаженное (учениками…) Лист, сорванный с (ветки, берёзы…) Лист, сорванный с (ветки, берёзы…) Волны, плещущие у( берега, причала..) Волны, плещущие у( берега, причала..) Дети, торопившиеся на ( утренник…) Дети, торопившиеся на ( утренник…)
Причастный оборот, стоящий после стоящий после определяемого слова, выделяется на письме запятыми и голосом запятыми и голосом при чтении. при чтении.
лолла л Лошадка, везущая хворосту воз, Я встретил мальчонку, |ведущего под уздцы лошадку, |везущую хворосту воз.|
Причастный оборот, стоящий перед стоящий перед определяемым определяемым словом, словом, не выделяется не выделяется на письме на письме запятыми. запятыми.
Везущая хворосту воз лошадка Я встретил |везущую хворосту воз| лошадку.
Причастный оборот поставьте после определяемого слова Росшие у ручья незабудки зацвели. Росшие у ручья незабудки зацвели. Показавшееся из-за туч солнце осветило лес и поляну. Показавшееся из-за туч солнце осветило лес и поляну. Одетые листвой молчаливо стоят берёзы и клёны. Одетые листвой молчаливо стоят берёзы и клёны. Наполненные талой водой реки широко разливаются. Наполненные талой водой реки широко разливаются.
Проверь себя! Незабудки, росшие у ручья, Незабудки, росшие у ручья, зацвели. зацвели. Солнце, показавшееся из-за туч, осветило лес и поляну. Солнце, показавшееся из-за туч, осветило лес и поляну. Берёзы и клёны, одетые листвой, молчаливо стоят. Берёзы и клёны, одетые листвой, молчаливо стоят. Реки, наполненные талой водой, широко разливаются. Реки, наполненные талой водой, широко разливаются.
Выделите запятыми причастные обороты 1.Иван-озеро наливающееся молочным светом нового дня играло восковой чистотой. 1.Иван-озеро наливающееся молочным светом нового дня играло восковой чистотой. 2. Молодые деревья поднявшиеся по краям дороги давали спасительную тень от зноя досаждавшего даже к вечеру. 2. Молодые деревья поднявшиеся по краям дороги давали спасительную тень от зноя досаждавшего даже к вечеру.
Проверь себя! 1.Иван-озеро, наливающееся молочным светом нового дня, играло восковой чистотой. 2. Молодые деревья, поднявшиеся по краям дороги, давали спасительную тень от зноя, досаждавшего даже к вечеру.
Замените, где возможно, придаточную часть причастным оборотом 1.Человек, который умеет уважительно 1.Человек, который умеет уважительно относиться к другим, становится красивым, благородным, воспитанным. 2. На столе перед учеником лежали инструменты, которые понадобятся ему во время работы.
Причастие образуется только от глаголов настоящего и прошедшего времени. Человек, который умеет уважительно относиться к другим, становится красивым, благородным, воспитанным. Человек, который умеет уважительно относиться к другим, становится красивым, благородным, воспитанным. Человек, умеющий уважительно относиться к другим, становится красивым, благородным, воспитанным. Человек, умеющий уважительно относиться к другим, становится красивым, благородным, воспитанным.
Исправьте недостатки в употреблении причастий. 1. Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне. 1. Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне. На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер. На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер.
Проверь себя! Проверь себя! 1.Почки,появившиеся на деревьях, говорили о деревьях, говорили о наступившей весне. (Появившиеся на деревьях почки говорили о наступившей весне.) На пристани толпились пассажиры, ожидающие посадки на катер. (На пристани толпились ожидающие посадки на катер пассажиры.)
Чтобы выделить на письме причастный оборот, надо 1) найти причастие в предложении 1) найти причастие в предложении 2) проверить, имеет ли причастие зависимые слова 2) проверить, имеет ли причастие зависимые слова 3) определить границы причастного оборота 3) определить границы причастного оборота 4) найти главное, определяемое слово, к которому относится причастный оборот 4) найти главное, определяемое слово, к которому относится причастный оборот 5)выделить запятыми причастный оборот, если он находится позади определяемого слова. 5)выделить запятыми причастный оборот, если он находится позади определяемого слова.
Использованная литература 1. Русский язык.7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.Т.Баранов, Т. А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова. 1. Русский язык.7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.Т.Баранов, Т. А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова. 2. Русский язык в школе и дома Русский язык в школе и дома интернет-ресурсы: images.yandex.ru 3.интернет-ресурсы: images.yandex.ru