Школьная тревожность
Школьная тревожность- это наиболее яркий признак школьной дезадаптации ребенка. Влияет на учебу, общение в школе и вне школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Тревога -эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Краткий психологический словарь.
На каждом этапе детства причины тревожности специфичны: 1. У дошкольников и младших школьников – это результат нарушений отношений с близкими взрослыми: родителями и учителями. 2. У подростков – трудности в восприятии и адекватной оценке собственных успехов и неудач, связанные с нарушениями отношений с наиболее значимыми взрослыми. Тревожность может стать устойчивым личностным образованием.
На каждом этапе детства причины тревожности специфичны: 1. У дошкольников и младших школьников – это результат нарушений отношений с близкими взрослыми: родителями и учителями. 2. У подростков – трудности в восприятии и адекватной оценке собственных успехов и неудач, связанные с нарушениями отношений с наиболее значимыми взрослыми. Тревожность может стать устойчивым личностным образованием.
ПРИЧИНЫ школьной тревожности -Внутриличностные конфликты, связанные с оценкой собственной успешности в разных сферах деятельности -Нарушения внутрисемейного или внутришкольного взаимодействия -Соматические нарушения
Психологический мониторинг 1. Исследование тревожности проводится 2 раза в год: в октябре и марте. 2. Тестирование проходят учащиеся классов
Результаты психологического мониторинга Дата Всего учащихся Кол-во учащихся с повышенной тревожностью Из них состоящие на учете Кол-во% Октябрь 2015 г Март 2016 г Октябрь 2016 г Март 2017 г Октябрь 2017 г ,54
Результаты исследования тревожности в 6А классе
1. Не выявлено учащихся с суицидальным риском 2. С 2015 по 2017 год– были приглашены родители 7 учащихся, проведены беседы. 3. Из учащихся, состоящих на учете, тревожность чаще выявляется у детей из неблагополучных семей. 4. Тревожность часто выявляется у детей, не имеющих проблем в учебе. 5. Тревожность выявляется у детей внешне благополучных. 6. В школе много неполных семей, где причиной тревожности является неблагополучные отношения с отчимом.
5. Социально – психологическое тестирование (выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ): 1. Приветлива и доброжелательна со мной 2. Я нравлюсь ей таким, какой я есть 3. Прощает мои мелкие проступки 4. С уважением относится к моим мыслям и чувствам 5. Умеет поддержать меня в трудную минуту 6. Выслушивает мои пожелания и предложения, когда мы делаем что – то вместе 7. Уважает мое мнение и считается с ним. ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: Почти всегда Часто Редко Почти никогда
1. Признаки депрессии 2. Общая превенция: до возникновения суицидальных действий 3. План классного руководителя по профилактике аутоагрессивного поведения учащихся
Любые неожиданные или драматические изменения, влияющие на поведение подростка или ребенка, любые внезапные и значительные изменения успеваемости, посещения школы или поведения следует принимать всерьез. К ним относятся: потеря интереса к обычной деятельности; внезапное снижение успеваемости; необычное снижение активности, безволие; плохое поведение в школе, нарушения дисциплины; необъяснимые или частые исчезновения из дома, пропуски занятий, прогулы; увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков (включая гашиш); инциденты, приводящие к контактам с правоохранительными органами, участие в драках и беспорядках.
Часто грустное настроение, периодический плач. Безнадежность и беспомощность. Снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась. Поглощенность темой смерти. Постоянная скука. Социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях. Пропуск школы или плохая успеваемость. Деструктивное поведение. Низкая самооценка и чувство вины. Повышенная чувствительность к отвержению и неудачам. Повышенная раздражительность, гневливость или враждебность. Жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль. Сложности концентрации внимания. Значительные изменения сна и аппетита.
Общая превенция: до возникновения суицидальных действий Наиболее важным аспектом суицидальной превенции является раннее выявление детей и подростков, переживающих стресс и/или подвергающихся повышенному суицидальному риску. Предпочтительнее применить подходы и меры, направленные на укрепление психического здоровья в целом. Прежде всего, важно обеспечить психологическое благополучие, положительную самооценку и чувство собственного достоинства, которое поможет детям и подросткам избежать эмоциональных проблем и уныния и предоставит им возможность успешного преодоления трудных и травмирующих ситуаций в жизни. Педагогам необходимо содействовать развитию у детей положительной самооценки и самоуважения, способствовать развитию и укреплению чувства идентичности у любого учащегося. Эффективной стратегией является обязательное обучение социальным и другим жизненным навыкам. Детей и подростков следует учить серьезному отношению к собственным чувствам и побуждать их к искреннему обмену переживаниями с родителями и другими взрослыми, такими как учителя, друзья, школьный врач или спортивный тренер.
Дети, привыкшие к критике, учатся осуждать. Дети, враждою воспитанные, знают, как наказать. Дети, в насмешках выросшие, впитывают робость. Много и часто стыдимые- с виною своей неразлучны. Те, кто воспитан терпимостью, постигают науку терпения. Воспитанные ободряющим словом, умеют верить в себя. Дети, взращенные похвалою, умеют видеть хорошее. А воспитание справедливостью учит детей доверию. Дети, воспитанные одобрением, живут с собою в ладу. Одаренные дружбой, душевным теплом- находят в мире любовь. С.Фельдман
Спасибо за внимание !