Тема: Организационная основа защиты населения и территорий Лекция
На протяжении всей истории человечество подвергается воздействию стихийных бедствий, аварий, катастроф, которые уносят тысячи жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за короткое время разрушают все, что создавалось годами, десятилетиями, и даже веками.
Статья Каждый имеет право на жизнь. Статья Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Статья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Конституция РФ
Статья 53 Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» ФЗ-68 от г.
Цели закона: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. (абзац введен Федеральным законом от N 122-ФЗ) Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Федеральным законом не регулируются.
Закон определяет: -права и обязанности граждан РФ (гл.4 ст.18, 19): ПРАВО: - на защиту жизни; - использования СИЗ; - информацию; - возмещение ущерба; -социальную защиту. ОБЯЗАННОСТИ: - соблюдение мер безопасности в быту и на производстве; - изучение способов защиты; - выполнение правил поведения при возникновении ЧС.
Для реализации принципов, мер и мероприятий защиты от ЧС закон предусматривает создание специального механизма – единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. (гл.1 ст.4)
Задачи, организационная структура РСЧС
Для решения задач предотвращения и ликвидации ЧС, снижения возможных потерь населения и ущерба экономике и природной среде в случае их возникновения в РФ создана и действует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - РСЧС
- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС; - осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС (Постановление Правительства РФ 1098 от г. «Снижение рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера Российской Федерации до 2005 года»);
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС (Постановление Правительства 334 от г. «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»); - прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
-подготовка населения к действиям при ЧС (Постановление Правительства РФ 547 от г. «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС») ; -создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС (Постановление Правительства РФ 1340 от г. «О порядке создания и использования резерва ресурсов для ликвидации ЧС») ; - осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; - ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; - реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц непосредственно участвующих в их ликвидации (ФЗ 151 от г. «Об аварийно-спасательной службы и статусе спасателей»); - международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет: органы управления силы и средства органы управления силы и средства - федеральных органов исполнительной власти, и организаций в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных в ФЗ-68. и организаций в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных в ФЗ органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, -органов местного самоуправления,
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем (ТПС и ФПС) : ТПС - создается в субъектах РФ для решения задач предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территории и состоит из звеньев соответствующих административно-территориальных делений. Постановление АКО 133 от г. «О Кемеровской областной территориальной подсистеме РСЧС» ФПС – создаются федеральными органами исполнительной власти согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.
- Федеральный - территория Российской Федерации; - Межрегиональный - территория федерального округа Российской Федерации; - Объектовый - территория объекта производственного или социального назначения - Региональный - территория субъектов Российской Федерации (республика, край, область); - Муниципальный- территория района(города, населенного пункта); Единая система действует на уровнях:
Каждый уровень РСЧС имеет: - координационные органы - постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС - органы повседневного управления - силы и средства - резерв финансовых и материальных ресурсов - системы связи, оповещения, информационного обеспечения
Федеральный Региональный Объектовый Территориальный Местный - координационные органы Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (Постановление Правительства РФ 11 от г. РЦ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ; координацию деятельности ОИВ осуществляет полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов РФ Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления Объектовые комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности КЧС осуществляют свою деятельность под руководством соответствующего главы администрации (руководителя организации) и предназначена для организации и проведения мероприятий по предупреждению ЧС, уменьшению ущерба от возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий, управления силами при ликвидации ЧС и всестороннего обеспечения их действий. Положения о комиссиях и их состав утверждаются решениями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций с учетом местных условий и специфики производственной деятельности. Создание, реорганизация и ликвидация КЧС, назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетенции осуществляется решением Правительства РФ, ОИВ и организаций. Компетенция и полномочия КЧС определяются в положениях о них. (Ст.8 Постановление РФ 794).
Федеральный Федеральный Региональный Объектовый Территориальный Местный - силы и средства В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации. К силам постоянной готовности областной территориальной подсистемы РСЧС относится: - единая дежурно-диспетчерская служба – 01 -Ведомственные силы постоянной готовности: -дежурно-диспетчерские подразделения центра медицины катастроф; -дежурные части МВД; -отряды противопожарной службы МЧС; -ВГСЧ (гг. Кемерово, Прокопьевск, Новокузнецк); -ВГСЧ Сибири и Алтая; -военизированные газо-спасательные отряды; -аварийно-восстановительные пункты Новосибирского управления нефтепроводов; -аварийно-восстановительные, аварийно-технические команды бригады, звенья.
Региональный Территориальный муниципальный -системы связи, оповещения, информационного обеспечения Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно - управляющей системой, в состав которой входят: центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; информационные центры федеральных органов исполнительной власти;информационные центры федеральных органов исполнительной власти; региональные информационно - управляющие центры;региональные информационно - управляющие центры; информационно - управляющие центры органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации;информационно - управляющие центры органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации; абонентские пункты городских и районных органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;абонентские пункты городских и районных органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; информационные центры организаций;информационные центры организаций; средства связи и передачи данных.средства связи и передачи данных. Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям определяется Правительством Российской Федерации Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям определяется Правительством Российской Федерации Федеральный Федеральный Объектовый
- органы управления Министерство Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) Региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (РЦ) Соответствующие органы специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС на территориях субъектов РФ и территориях муниципальных образований Структурные подразделения специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС - органы повседневного управления Центры управления в кризисных ситуациях, дежурно- диспетчерские службы федеральных ОИВ; Федеральный Региональный Объектовый Территориальный муниципальный Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров; Центры управления в кризисных ситуациях ОУ ГО ЧС, информационные центры, дежурно- диспетчерские службы территориальных органов исполнительной власти; Единые дежурно- диспетчерские службы муниципальных образований (ЕДДС); Дежурно- диспетчерские службы организаций (объектов)
- резервы финансовых и материальных ресурсов В соответствии с Федеральным Законом О защите... финансирование осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств организаций Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС в соответствии с тем же законом проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств), соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, и также органами местного самоуправления заблаговременно. (Ст.20 Пост. РФ 794) Федеральный Федеральный Региональный Объектовый Территориальный Муниципальн ый Резервный фонд Правительства в составе гос. резерва Ведомственный резерв Резерв субъекта РФ Местный резерв Объектовый резерв
24 ЯКУТСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА РСЧС У Р О В Н И - к о о р д и н а ц и о н н ы е о р г а н ы: - п о с т о я н н о д е й с т в у ю щ и е О У: Отраслевой подуровень (ОИО ГВ СПб) Структурные подразделения по ГОЧС ОИО ГВ СПб Отраслевые КЧС ПБ МуниципальныйО б ъ е к т о в ы й КЧС и ОПБ при Правительстве РС(Я) КЧС и ОПБ МР КЧС и ОПБ ОЭ ГУ МЧС России по РС(Я) Органы специально уполномоченные на решение задач в области ГО и ЧС МР структурные подразделения Организаций по решению задач в области ГОЧС ОЭ Р е г и о н а л ь н ы й С о з д а ю т с я :
25 ЕДДС муниципальных районов ДДС организаций АСС, АСФ, ПС постоянной готовности АСС, АСФ, ПС постоянной готовности АСС, НАСФ, ПЧ организаций Резервы финансовых и материальных ресурсов РС(Я) Резервы финансовых и материальных ресурсов МР Резервы финансовых и материальных ресурсов организаций ЦУКС ГУ МЧС России по РС(Я), - силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС: - резервы финансовых и материальных ресурсов: - органы повседневного управления: - системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
В режиме повседневной деятельности В режиме повышенной готовности В режиме чрезвычайной ситуации при нормальной производственно- промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидро метеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий; при ухудшении производственно- промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологическо й обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС; при возникновении и во время ликвидации ЧС.