Понятие «педагогический эксперимент» Экспериментом в науке называется изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях. Характерной чертой эксперимента является запланированное вмешательство человека в изучаемое явление, возможность многократного воспроизведения исследуемых явлений в варьируемых условиях. Под педагогический экспериментом подразумевается "комплекс методов исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности выдвинутой гипотезы" (Ю. К. Бабанский, 1985). Педагогический эксперимент предполагает осуществление сравнения, анализа, выбора оптимального варианта деятельности. Используется экспериментальная работа в том случае, когда на поставленные исследователем вопросы нет готового ответа.
Педагогический эксперимент - это своеобразно сформированный, осуществленный в поддающихся контролю условиях процесс обучения или воспитания, дающий возможность наблюдать педагогические явления, служащий для решения многих задач исследования, например:
· установления зависимости между определенным педагогическим воздействием и достигаемыми при этом результатами обучения, воспитания, развития; · выявления зависимости между системой педагогических мер или условий и затратами времени и усилий учителей и учащихся по достижению ожидаемых результатов; · сравнения эффективности двух или нескольких вариантов педагогических воздействий или условий и выбора из них оптимального варианта по какому-либо критерию (эффективности, затрат времени, усилий, средств и т. п.); · доказательства рациональности определенной системы мер по ряду критериев одновременно при соответствующих условиях; · обнаружения причинных связей.
1)констатирующий, при котором изучаются вопросы педагогической теории и практики, реально существующие в жизни. Этот эксперимент проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы; 2) уточняющий (проверочный), когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; 3) созидательно-преобразующий, в процессе которого конструируются новые педагогические технологии (например, вводятся новое содержание, формы, методы обучения и воспитания, внедряются инновационные программы, учебные планы и т.д.). Если результаты оказываются эффективными, а гипотеза подтверждается, то полученные данные подвергаются дальнейшему научно-теоретическому анализу и делаются необходимые выводы; 4) контрольный – это завершающий этап исследования определённой проблемы; целью его является, во-первых, проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой педагогической практике; во-вторых, апробация методики в работе других учебных заведений и педагогов; если контрольный эксперимент подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достоянием педагогики.
Чаще всего выделенные виды эксперимента применяются комплексно, составляют целостную взаимосвязанную, последовательную парадигму (модель) исследования
· теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез); · методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов); · собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, управление опытом и измерение реакций испытуемых); · аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
Эксперимент бывает естественным и лабораторным (когда создаются искусственные условия для проверки). Чаще всего используется естественный эксперимент. Педагогический эксперимент делится на констатирующий (устанавливает реальное состояние дел в процессе) и преобразующий, то есть когда проводится целенаправленная его организация для определения условий развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп
– Название эксперимента. – Автор-исполнитель или руководитель эксперимента (фамилия, имя, отчество, должность, звание, адрес, телефон). – Название органа или лица, давшего разрешение на эксперимент и разделившего ответственность за его результаты. – Краткое обоснование актуальности темы (из каких потребностей и противоречий практики вытекает необходимость организации именно данного эксперимента). – Объект исследования. – Предмет исследования. – Цель эксперимента. – Задачи. – Гипотеза (развернутое предположение, где максимально подробно изложена модель, будущая методика, система мер, т.е. то нововведение, за счёт которого ожидается получить высокую эффективность учебно-воспитательного процесса). – Методы и конкретные методики исследования (виды анкет, тесты, тексты контрольных работ, экспериментальные дидактические материалы).
– Сроки эксперимента (время начала, время предполагаемого завершения). – Этапы (сроки и содержание работы). – Состав участников эксперимента. – Распределение функциональных обязанностей всех лиц, участвующих в опытно-экспериментальной работе или привлекаемых к ней. – База (вся школа, параллель, отдельный класс, группа детей оговорить экспериментальные и контрольные объекты). – Формулировка критериев оценки ожидаемых результатов. – Прогноз: а) положительных результатов. б) потерь, возможных негативных последствий. в) продумывание компенсаций. – Научный консультант эксперимента. – Предложения по кандидатурам рецензентов программы эксперимента (с указанием должности и места работы). – Форма представления результатов эксперимента (письменный отчёт, текст доклада, методические рекомендации, статья в журнал, диссертация и пр.).