БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения (тренажер) МОУ «Средняя общеобразовательная школа в п. Усть-Омчуг» Магаданской области Гузанова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы
Дорогой друг! Данный образовательный ресурс представляет собой тренажёр, с помощью которого ты сможешь проверить свои знания по теме « Бессоюзное сложное предложение» и усовершенствовать свои умения и навыки. Надеемся, что пособие поможет тебе успешно подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку. Желаем удачи!
Инструкция по работе с учебным тренажёром 1. Изучи теоретический материал. 2. В каждом задании выбери один или несколько правильных вариантов ответа. 3. Если ты выбрал правильный ответ, появится «ДА». 4. Если ты выбрал неверный ответ, появится «НЕТ». 5. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу.
Бессоюзное сложное предложение Бессоюзными называются сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией, без помощи союзов и союзных слов. Например: Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. Врач запретил купаться: вода слишком холодная.
Запятая. Значение одновременности, последовательности (можно вставить союз И): Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле.
Точка с запятой. Значение одновременности,последовательности. Но: части БСП осложнены и внутри есть уже знаки: Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада.
Тире. В значении противопоставления, быстрой смены событий (можно вставить союз А): Служить бы рад – прислуживаться тошно. Первая часть имеет значение условия (можно подставить союз ЕСЛИ): Лес рубят – щепки летят. Первая часть имеет значение времени (можно подставить союз КОГДА): Пашню пашут – руками не машут. Вторая часть имеет значение следствия (можно подставить союз ТАК ЧТО): Прошла весна – темнеет лес, скудней ручьи, грустнее ивы.
Двоеточие. Вторая часть имеет значение причины (можно заменить союзами ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК): Не нагнать тебе бешеной тройки: кони крепки, и сыты, и бойки. Вторая часть в значении пояснения (можно подставить слова А ИМЕННО): Погода была ужасная: дождь лил как из ведра. Вторая часть имеет значение дополнения: Слышу я: звенит синица средь желтеющих полей.
1. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении: Римский- Корсаков сумел передать основную идею произведения так, как он её понимает: в народном представлении искусство – могучая богатырская сила. а) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части. б)Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. в) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. Г) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. НЕТ ДА
2. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении: Душевное состояние И.И. Левитана сказывалось и при описании природы: он показал русскую природу от сумрачного минора до безоблачного настроения.. а)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части. б) Вторая часть БСП раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. в) Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится в первой части. НЕТ ДА НЕТ
3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? а)Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. б) Обобщающее слово стоит перед однородными членами Предложения. в) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. г) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части. НЕТ ДА Я прислушался : откуда-то доносились прекрасные и печальные звуки музыки.
4. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении: а) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части. б) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. В) Вторая часть БСП указывает на результат того, о чём говорится в первой части. г) Вторая часть БСП противопоставляется содержанию первой части. НЕТ ДА С 40-х годов XX века для изучения интонации стали использовать Звукоанализирующую аппаратуру – появилась возможность применять и более точную форму записи, показывающую особенности мелодики. С 40-х годов XX века для изучения интонации стали использовать Звукоанализирующую аппаратуру – появилась возможность применять и более точную форму записи, показывающую особенности мелодики.
5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении: а)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части. б) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. в) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. г) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. ДА НЕТ И вот душа опять воспрянула: со мной моя звезда.
6. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? г) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. а) Первая часть БСП указывает на условие того, о чём говорится во второй части. в) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части. б) Первая часть предложения противопоставлена по содержанию второй части. нет НЕТ ДА Я пишу, и меня беспокоит весьма странное обстоятельство: я забываю некоторые буквы и припомнить их мне стоит большого труда.
7. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? а) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части. г)Вторая часть БСП противопоставлена по содержанию первой части. ДА НЕТ Воспитательное значение русской классики огромно: в ней практически нет безыдейных произведений. Воспитательное значение русской классики огромно: в ней практически нет безыдейных произведений.
8. Как объяснить постановку тире в данном предложении? а) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части. г) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части. в) Вторая часть БСП содержит сравнение с тем, о чём говорится в первой части. б) Вторая часть БСП указывает на быструю смену событий. НЕТ ДА НЕТ Лейтенант быстро взял штурвал на себя – самолёт резко взмыл вверх.
Если ты выполнил тест без ошибок… Если ты выполнил тест с ошибками…
Список используемой литературы: 1. Бисеров А.Ю. ЕГЭ Русский язык: задания А23/ А.Ю.Бисеров, И.Б.Маслова.-М.:Эксмо, с.(ЕГЭ.Пошаговая подготовка). 2. Цыбулько И.П. ЕГЭ Русский язык. Тренировочные задания/ И.П.Цыбулько,С.И.Львова,В.А.Коханова.- М.:Просвещение,Эксмо, с. 3. Н.Сорокина, М.Юрьева.Синтаксис и пунктуация.Простое предложение.Сложное предложение.- НПО «Школа»-Издательство «Открытый мир». Москва, 1996.