Школы менеджмента Презентация по предмету «Менеджмент организации» Подготовила Губанова Е.
Управление было признано самостоятельной областью знаний, подлежащей изучению и рассмотрению с разных точек зрения, только в XX веке Рассмотри основополагающие школы управления.
1. Школа научного управления ( ) Школа связана с именем Фредерика Уинслоу, Тейлора. Создатели школы исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения
Представители этой школы обосновали 1. необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы (расстановки кадров), 2. мотивации. 3. обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку
В рамках данной школы были разработаны 12 основных принципов управления, которые не потеряли своего значения до сих пор: 1. отчетливо поставленные цели - это исходный пункт управления; 2. здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и поиск их причин; 3. компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций; 4. дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ее исполнением, своевременным поощрением; 5. справедливое отношение к персоналу; 6. быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;
7. диспетчирование; 8. нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов; 9. нормализация условий труда; 10. нормирование операций; 11. письменные стандартные инструкции; 12. вознаграждение за производительность.
Фредерик Уинслоу Тейлор
Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер: хронометраж; инструктивные карточки; методы переобучения рабочих; плановое бюро; сбор социальной информации.
Генри Форд, механик и предприниматель, организатор массового производства автомобилей в США, явился продолжателем учения Тейлора и внедрял его теоретические положения на практике. -замена ручной работы машинной; -максимум разделения труда; -специализация; - расстановка оборудования по ходу технологического процесса; -механизация транспортных работ;
Фрэнк Гилберт /Джильберт (Gilbert) (1868 – 1924) - разработал систему управления строительством - выделил 52 причины утомления - ввел «терблиг – подход» - разработал циклографическую методику
2. Административная, или классическая школа управления ( ) Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к управлению организациями в целом прежде всего представителями административной (классической) школы управления.
Анри Файоль разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал некоторые, строго обязательные принципы управления. 1. Разделение труда Повышение количества и качества производства при затрате тех же условий. Это достигается за счет сокращения числа целей. Результатом является специализация функций и разделений власти.
2. Полномочия и ответственность Делегирование полномочий каждому работающему, а там где есть полномочия, возникает и ответственность.
3. Дисциплина Дисциплина предполагает выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины.
4. Единство распорядительства, или единоначалие Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником
5. Единство руководства и направления действий Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану
6. Подчинение частных, личных интересов общим Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации большего масштаба вплоть до интересов государства в целом.
7. Вознаграждение Получение работниками справедливого вознаграждения на работу.
8. Централизация Правильное соотношение между централизацией и децентрализацией с целью достижения лучших результатов
9. Иерархия или скалярная цепь Иерархия, или скалярная цепь, это ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Ошибкой является уклонение без нужды от иерархии, но гораздо большая ошибка сохранение ее, когда это может наносить ущерб организации. ("цепь начальников")
10. Порядок Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте.
11. Справедливость Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи
12. Стабильность персонала (постоянство состава) Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. Посредственный руководитель, который дорожит своим местом, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.
13. Инициатива Инициатива это разработка плана и успешная его реализация. Свобода предложений и осуществления также относится к категории инициативы.
14. Корпоративный дух (единение персонала) Гармония, единение персонала большая сила в организации.
3. Школа человеческих отношений
Данная школа сосредоточила свое внимание на человеке: на том, как он взаимодействуете другими, как реагирует на разного рода ситуации, желая удовлетворить свои потребности. Школа «человеческих отношений» стремилась построить модели поведения людей, чем она отличается от классической, которая занималась моделями организации.
Значительный вклад в развитие школы «человеческих отношений» внесли в е гг. ученые- бихевиористы (от англ. behaviour поведение), которые разработали теории мотивации, в частности иерархическую теорию потребностей (Абрахам Маслоу) и теорию мотивации, зависящей от удовлетворенности или неудовлетворенности работой (Фредерик Херцберг).
Элтон Мэйо ( ), основатель школы «человеческих отношений», провел «Хотторнский эксперимент», доказавший, что поведение человека в организации и результаты его труда полностью зависят от социальных условий, в которых этот человек находится в организации, и от отношений, сложившихся между рабочими и между рабочими и менеджерами.
Элтон Мэйо пришел к выводу, что производительность труда организации зависит не только от условий труда, но и от социального и психологического климата в рабочей среде. Основатели школы «человеческих отношений» рекомендовали управленцам определять отношения, сложившиеся в малых неформальных группах, выявлять их лидера, а затем использовать особенности таких групп (психологические и социальные) для налаживания межличностных отношений и повышения удовлетворенности рабочих своим трудом.
Основные положения школы «человеческих отношений» заключаются в следующем: трудовой коллектив представляет собой особую социальную группу; межличностные отношения выступают фактором роста эффективности и потенциала каждого работника; жесткая иерархия подчиненности не совместима с самой природой человека и его свободой; руководители должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на производимую организацией продукцию.