Учебно-тематический план на семестр Тема 1. Темперамент Тема 2. Характер Тема 3. Психология способностей Тема 4. Эмоции Тема 5. Воля Тема 6. Психология мотивации
Тема: Темперамент
Основные тенденции современного образования п/п Названи е тенденции Характеристика тенденций образования 1. Осознан ность образования Предусматривается преемственность между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Ставится задача моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций 2. Индустри ализация образования Внедрение в учебный процесс компьютерного обучения, технологизация учебного процесса, что позволяет усилить интеллектуальную деятельность современного общества.
Основные тенденции современного образования 3. Переход к активным формам и методам обучения Включение в учебный процесс элементов проблемности, научного поиска, использование резервов самостоятельной работы обучающихся 4. Переход к развивающим способам организации учебного процесса Переход к интенсифицирующим, игровым методам обучения, что предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой, самостоятельной деятельности обучающихся. 5. Организация взаимодействия обучающихся и обучаемых Организация обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся. Акцент смещается с «обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студентов».
Основные вопросы темы Понятие темперамента. Основные проблемы изучения темперамента. Критерии темперамента. Свойства темперамента. Подходы к изучению темперамента.
Основные проблемы изучения темперамента Раскрытие биологических основ темперамента, установление его генетической природы. Поиск и измерение психологических составляющих темперамента, или его свойств, на основе которых строится та или иная типология темперамента. Установление места темперамента в структуре индивидуальности, выявление его роли в развитии характера и общих способностей.
Основные проблемы изучения темперамента Установление различий между разными типами темперамента, выявление признаков, позволяющих диагностировать тип темперамента. Выделение комплекса причин, обусловливающих принадлежность человека к тому или иному типу темперамента. Изучение темперамента как фактора успешности профессиональной деятельности (спортивной, учебной и др.)
Темперамент (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность). Темперамент – устойчивые свойства индивидуальности, которые определяют формальную сторону протекания психической деятельности, выражающихся в силе, интенсивности, темпе, ритме и скорости психических и поведенческих реакций.
Учение И.П. Павлова о типах нервной системы Темперамент – тип высшей нервной деятельности. Основания при объяснении причин темп. – закономерности протекания нервной деятельности, в том числе высших отделов мозга. Выделил три основные свойства н.с.: сила, уравновешенность, подвижность
Учение И.П. Павлова о типах нервной системы Сила – устойчивость н.с. к длительному воздействию раздражителя (возбуждающего и тормозного типа). Уравновешенность (баланс) – возможность перехода от одних реакций к другим в критической ситуации. Подвижность – скорость образования новых условных связей (инертность – скорость образования новых связей низкая).
Задачи, которые ставил Кречмер разработать способ объективной классификации индивидов на основе ограниченного числа категорий; соотнести телосложение, с двумя основными формами психозов – шизофреническим и маниакально- депрессивным; соотнести телосложение и другие, нормальные формы поведения.
Типология Э. Кречмера Описывая две группы психических заболеваний - маниакально-депрессивный (циркулярный) психоз и шизофрению, обратил внимание на то, что каждому из этих видов заболеваний соответствует определенный тип телосложения. Циклоиды характеризуются пикническим телосложением – округлые формы, короткие руки и ноги, неразвитая мускулатура и значительный жировой слой.
Типология Э. Кречмера У шизофреников преобладают два других типа телосложения –лептосомное (хрупкое) и атлетическое. 1. Лептосомы (астеники) – длинные конечности, тонкие кости, слабо развитая мускулатура, узкая грудная клетка, узкие плечи. 2. Атлетики – широкие плечи и узкий таз, мускулатура сильно развита, а жировой слой - незначительный.
Типология Э. Кречмера Выделенные типы строения тела соотносятся с определенными типами личности. Пикническое – циклотимик. Эмоции колеблются между радостью и печалью, общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах. Среди циклотимиков можно выделить следующие типы исторических лидеров: 1) храбрые борцы, народные герои, 2) организаторы крупного масштаба, 3) примиряющие политики.
Типология Э. Кречмера Лептосом (астеник) замкнут, склонен к размышлениям, к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению, чувствителен, раним. Типологические черты: настойчивость, систематическая последовательность, холодность в отношении, недостаток доброжелательности, трудности в понимании конкретной ситуации и особенностей отдельных личностей. Группы шизотимиков: 1) чистые идеалисты и моралисты, 2) деспоты и фанатики, 3) люди холодного расчета.
Типология Э. Кречмера Атлетик - энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный; мало впечатлительный, невысокая гибкость мышления.
Типология У. Шелдона Эндоморфы – большое количество подкожного жира, большой живот, слабые руки и ноги, тонкие запястья и лодыжки, круглая голова. Мезоморфы – развитые мышцы и широкие кости, широкие плечи, объемная грудная клетка, мускулистые руки и ноги. Подкожный жировой слой минимален. Эктоморфы – развитую нервную систему, узкая грудная клетка и живот, тонкие и длинные руки и ноги, вытянутое лицо. Подкожный жировой слой почти отсутствует.
Типология У. Шелдона Типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела: висицетрония (лат. viscera- внутренности), сом атония (греч. soma - тело), церебротония (лат. cerebrum - мозг).