Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.
По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу, богу Ярило. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.
Происхождение Родиной дымковской игрушки считается город Киров. В 15 веке по приказу царя Ивана III жителей северных областей отправляли на переселение в глухую безлюдную местность. Как раз такой в тем времена считалась слобода за рекой Вяткой, которая получила название Дымково. Среди переселенцев было немало ремесленников, гончаров, которые, собственно, и стали основоположниками игрушечного промысла. К девятнадцатому веку об удивительных свистульках и Дымково узнала вся стран, и, естественно, спрос на них стал огромным. В 1856 году производством игрушек уже занимались 59 семей, которые ежегодно изготавливали около 100 тысяч свистулек. Продукцию продавали на местных базарах и ярмарках, но в основном везли в столицу и Оренбургскую губернию.
Изготовление Дымковская игрушка изделие ручной работы. Каждая игрушка создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко- красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре °C игрушки покрывают темперными белилами в два- три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
В наши дни дымковская игрушка по праву считается настоящим символом Вятского края. Она не похожа ни на одну другую керамическую игрушку: Каргапольскую, Ковровскую, Филимоновскую. И по сей день дымковская игрушка изготавливается вручную. Каждая дымковская игрушка – неповторимая авторская работа от лепки и до росписи. Верно говорят мастерицы: «Нет и не может быть двух одинаковых изделий».
Няньки с детьми
Водоноски
Молодые люди
Бараны с золотыми рогами
Олени
Петухи и индюки
Скоморохи
Чтобы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто- оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски - сруб колодца, круг с серединкой- звёздочкой - солнце и другие светила.