Субъективный идеализм Иоганна Фихте и объективный идеализм Фридриха Шеллинга

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Немецкая классическая философия Общая характеристика немецкой классической философии. Критическая философия И. Канта. Идеалистическая философия И. Фихте.
Advertisements

Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии Занятие 3.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 46 Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Философия Нового времени. 1. Специфика философии Нового времени. 2. Эмпиризм и рационализм. 3. Характеристика философии эпохи Просвещения. 4. Немецкая.
Иммануил Кант (1724 – 1804) Подготовила Подготовила студентка 41 группы студентка 41 группы Сидоркина Василиса Сидоркина Василиса.
Учёный родился 22 июня 1767 года в Потсдаме.
Философия XIX и XX вв. 1.Классическая философия XIX в. 2.Неклассическая философия XIX в. 3.Особенности философии ХХ в.
Гносеология слово греческого происхождения («гнозис» знание и «логос» слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии..
Тема 7. Немецкая классическая философия Характерные черты и представители немецкой классической философии. И.Кант как родоначальник немецкой классической.
ПОДГОТОВИЛА: БАТТАЛ САИДА. ПЛАН:ПЛАН: Педагогика как наука о воспитании; Педагогические науки и их содержание; Педагогика в системе наук о человеке; Методология.
1 Философские проблемы естественных, гуманитарных и технических наук доцент кафедры философии Макиенко Марина Алексеевна.
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
Идеализм Гр. 3 А 01: Бывалец Вера, Муфтеева Яна, Савченко Ксения, Петрова Елена, Прокопьев Иван, Колесова Алена, Трушлякова Рада Томск 2012.
А 1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами.
Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер. Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер.
Транксрипт:

Субъективный идеализм Иоганна Фихте и объективный идеализм Фридриха Шеллинга

Немецкая классическая философия, представленная субъективным и объективным идеализмом, а также антропологическим материализмом, явилась важной вехой в развитии философской мысли. Она непосредственным образом повлияла на историю философии, войдя составной частью в марксизм и оказав существенное влияние на многие последующие философские направления.

Субъективный идеализм Иоганна Фихте ( ) Иоганн Фихте на протяжении всей своей философской деятельности выступал в основном с работами социально-исторического и этического характера. В них, говоря его словами, излагалась «практическая философия», в которой он пытался определить цели и задачи практического действия людей в мире, в обществе. Он создал субъективно-идеалистическую философскую систему, в основу которой положил принцип свободы и достоинства человека. К основным трудам немецкого мыслителя относятся: « О понятии наукоучения» «Система учений о нравственности» «О достоинстве человека» «Наукоучение в его общих чертах»

Сам мыслитель предпочитал называть свою философию «учением о науке» (наукоучение). Гносеологический вопрос – как возможно научное знание? – выступает у него одним из важнейших. По мнению Фихте, понятие «вещь в себе» есть пережиток догматического мышления. Чтобы научное знание было достоверным, размышляет он, оно должно опираться на достоверную основу. В отличие от Канта, Фихте отрицал, что окружающее не зависит от нашего разума. Поэтому такой основой может быть только человеческое самосознание, осознание своего бытия – «Я есть» или «Я есть Я». Эта формула, по мнению Фихте, не просто утверждение своего бытия, но и выражение свободы воли. Акт самосознания («Я есть Я») есть диалектическое объединение противоположностей, т.е. субъекта и объекта.

В процессе деятельности и познания на самом деле происходит полагание. Это значит, что сначала «Я» осознает (создает) себя, а затем объекты. Они начинают воздействовать на субъект и становятся для него препятствием. Чтобы их преодолеть, «Я» развивается. Поэтому в центр своей системы Фихте ставит «абсолютное Я» – абстрактного трансцендентного субъекта, который у него, по сути, выступает как высшее, т.е. абсолютное, начало всего бытия. Фактически субъективное начало – «абсолютное Я» – у Фихте предстает в качестве единой субстанции, лежащей у основания бытия. Все остальное, что не принадлежит субъективной сфере «абсолютного Я», у него называется «не-Я», а это есть вся объективная реальность, т.е. природа. Таким образом, выдвигая «Я – концепцию», единственной реальностью Фихте признает субъективное человеческое «Я», в котором и заключается весь мир. «Я» (активное творение, начало, субъект, сознание человеческой личности) взаимодействует с «не-Я» (пассивным началом – окружающим миром) внутри «Абсолютного Я» (вместилища, высшей субстанции)

На основе субъективного идеализма Фихте выдвигает ряд фундаментальных идей. Природа существует не бесцельно, но для какой-то определенной цели. Эта цель – противостояние «абсолютному Я». Для своего развития «абсолютному Субъекту» необходимо препятствие, преодолевая которое, он сможет раскрыть в объективность свою скрытую сущность и осознать самого себя. Таким образом, «абсолютное Я» («абсолютный Субъект»), преодолевая сопротивление «не-Я» (Природы), достигает вершины своего развития. Движение к нему основная идея и смысл исторического развития человечества. Здесь Фихте близок к некоторым ортодоксальным даршанам индийской философии, где слияние Атмана и Брахмана расценивается в качестве духовной цели мироздания и человека. Диалектический подход применяется и к сущности «абсолютного Субъекта». Понятие «абсолютное Я» у Фихте имеет двойное значение. С одной стороны, это «эмпирическое», «индивидуальное Я», которое человек воспринимает в акте самосознания. С другой – «абсолютное Я» – это Абсолютное Бытие – Высшая Реальность, характеризующаяся непрерывным движением, т.е. деятельностью. Эта двойственность и составляет основное противоречие «Я» – оно конечно и бесконечно, ограничено (человеческим аспектом) и не ограничено (так как является божественным), неподвижно и подвижно. Внутренние противоречия толкают «Я» к развитию через «не- Я».

Объективный идеализм Фридриха Шеллинга (1775–1854) Природа, по его мнению, мало осмысливалась его именитыми соотечественниками – Кантом и Фихте. Кроме того, требовали философского истолкования и естественнонаучные открытия этого периода европейской истории. Главное достижение Шеллинга – применение диалектики к изучению природы. Наибольшее внимание в своей философской деятельности Фридрих Шеллинг уделяет философии природы (натурфилософии).

Шеллинг выступил против механицизма и редукционизма в понимании природы. Природа у него не бездушный механизм, как думали просветители, а целостный организм, пронизанный «Мировой Душой». Это понятие он заимствует у неоплатоников и трактует как некое «организующее начало» мира. Природа являет собой непрерывный, динамический процесс развития от простейших форм к сложным. Двигатель этого процесса – взаимодействие противоположных сил, существующих в каждом объекте и субъекте. Более того, вся природа – это арена противостояния противоположных сил. Развиваясь, она образует как бы лестницу последовательных ступеней, которые опираются одна на другую. Все они находятся в тесной связи между собой. Таким образом, неорганическая природа естественно порождает органическую и плавно переходит в нее, а она, в свою очередь, порождает живые, позже – разумные организмы.

Все природное многообразие, согласно Шеллингу, вследствие некоего творческого акта рождается в недрах единого высшего начала – Абсолюта. Абсолют есть тождество (неразличимость) объективного бытия и субъективного мышления. Они слиты воедино и составляют, как пишет философ, «Абсолютную тождественность». Познание творческого акта бытия – возникновения природного многообразия из абсолютного единства – разуму недоступно. Но это возможно с помощью особой иррациональной способности познания - «интеллектуальной интуиции», хотя она доступна не каждому. Таким образом, интуицию Шеллинг ставит выше чувственности и разума, а искусство как синтез сознательного и бессознательного – выше науки.