Субъективный идеализм Иоганна Фихте и объективный идеализм Фридриха Шеллинга
Немецкая классическая философия, представленная субъективным и объективным идеализмом, а также антропологическим материализмом, явилась важной вехой в развитии философской мысли. Она непосредственным образом повлияла на историю философии, войдя составной частью в марксизм и оказав существенное влияние на многие последующие философские направления.
Субъективный идеализм Иоганна Фихте ( ) Иоганн Фихте на протяжении всей своей философской деятельности выступал в основном с работами социально-исторического и этического характера. В них, говоря его словами, излагалась «практическая философия», в которой он пытался определить цели и задачи практического действия людей в мире, в обществе. Он создал субъективно-идеалистическую философскую систему, в основу которой положил принцип свободы и достоинства человека. К основным трудам немецкого мыслителя относятся: « О понятии наукоучения» «Система учений о нравственности» «О достоинстве человека» «Наукоучение в его общих чертах»
Сам мыслитель предпочитал называть свою философию «учением о науке» (наукоучение). Гносеологический вопрос – как возможно научное знание? – выступает у него одним из важнейших. По мнению Фихте, понятие «вещь в себе» есть пережиток догматического мышления. Чтобы научное знание было достоверным, размышляет он, оно должно опираться на достоверную основу. В отличие от Канта, Фихте отрицал, что окружающее не зависит от нашего разума. Поэтому такой основой может быть только человеческое самосознание, осознание своего бытия – «Я есть» или «Я есть Я». Эта формула, по мнению Фихте, не просто утверждение своего бытия, но и выражение свободы воли. Акт самосознания («Я есть Я») есть диалектическое объединение противоположностей, т.е. субъекта и объекта.
В процессе деятельности и познания на самом деле происходит полагание. Это значит, что сначала «Я» осознает (создает) себя, а затем объекты. Они начинают воздействовать на субъект и становятся для него препятствием. Чтобы их преодолеть, «Я» развивается. Поэтому в центр своей системы Фихте ставит «абсолютное Я» – абстрактного трансцендентного субъекта, который у него, по сути, выступает как высшее, т.е. абсолютное, начало всего бытия. Фактически субъективное начало – «абсолютное Я» – у Фихте предстает в качестве единой субстанции, лежащей у основания бытия. Все остальное, что не принадлежит субъективной сфере «абсолютного Я», у него называется «не-Я», а это есть вся объективная реальность, т.е. природа. Таким образом, выдвигая «Я – концепцию», единственной реальностью Фихте признает субъективное человеческое «Я», в котором и заключается весь мир. «Я» (активное творение, начало, субъект, сознание человеческой личности) взаимодействует с «не-Я» (пассивным началом – окружающим миром) внутри «Абсолютного Я» (вместилища, высшей субстанции)
На основе субъективного идеализма Фихте выдвигает ряд фундаментальных идей. Природа существует не бесцельно, но для какой-то определенной цели. Эта цель – противостояние «абсолютному Я». Для своего развития «абсолютному Субъекту» необходимо препятствие, преодолевая которое, он сможет раскрыть в объективность свою скрытую сущность и осознать самого себя. Таким образом, «абсолютное Я» («абсолютный Субъект»), преодолевая сопротивление «не-Я» (Природы), достигает вершины своего развития. Движение к нему основная идея и смысл исторического развития человечества. Здесь Фихте близок к некоторым ортодоксальным даршанам индийской философии, где слияние Атмана и Брахмана расценивается в качестве духовной цели мироздания и человека. Диалектический подход применяется и к сущности «абсолютного Субъекта». Понятие «абсолютное Я» у Фихте имеет двойное значение. С одной стороны, это «эмпирическое», «индивидуальное Я», которое человек воспринимает в акте самосознания. С другой – «абсолютное Я» – это Абсолютное Бытие – Высшая Реальность, характеризующаяся непрерывным движением, т.е. деятельностью. Эта двойственность и составляет основное противоречие «Я» – оно конечно и бесконечно, ограничено (человеческим аспектом) и не ограничено (так как является божественным), неподвижно и подвижно. Внутренние противоречия толкают «Я» к развитию через «не- Я».
Объективный идеализм Фридриха Шеллинга (1775–1854) Природа, по его мнению, мало осмысливалась его именитыми соотечественниками – Кантом и Фихте. Кроме того, требовали философского истолкования и естественнонаучные открытия этого периода европейской истории. Главное достижение Шеллинга – применение диалектики к изучению природы. Наибольшее внимание в своей философской деятельности Фридрих Шеллинг уделяет философии природы (натурфилософии).
Шеллинг выступил против механицизма и редукционизма в понимании природы. Природа у него не бездушный механизм, как думали просветители, а целостный организм, пронизанный «Мировой Душой». Это понятие он заимствует у неоплатоников и трактует как некое «организующее начало» мира. Природа являет собой непрерывный, динамический процесс развития от простейших форм к сложным. Двигатель этого процесса – взаимодействие противоположных сил, существующих в каждом объекте и субъекте. Более того, вся природа – это арена противостояния противоположных сил. Развиваясь, она образует как бы лестницу последовательных ступеней, которые опираются одна на другую. Все они находятся в тесной связи между собой. Таким образом, неорганическая природа естественно порождает органическую и плавно переходит в нее, а она, в свою очередь, порождает живые, позже – разумные организмы.
Все природное многообразие, согласно Шеллингу, вследствие некоего творческого акта рождается в недрах единого высшего начала – Абсолюта. Абсолют есть тождество (неразличимость) объективного бытия и субъективного мышления. Они слиты воедино и составляют, как пишет философ, «Абсолютную тождественность». Познание творческого акта бытия – возникновения природного многообразия из абсолютного единства – разуму недоступно. Но это возможно с помощью особой иррациональной способности познания - «интеллектуальной интуиции», хотя она доступна не каждому. Таким образом, интуицию Шеллинг ставит выше чувственности и разума, а искусство как синтез сознательного и бессознательного – выше науки.