Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 264 Санкт-Петербурга
Цели урока: Углубить представление о жанре басни; Расширить читательский кругозор; Учить правильно понимать смысл и мораль басен; Учить выразительно читать басни; Учить элементам сравнительного анализа текстов.
Родоначальником жанра басни считается древнегреческий мудрец Эзоп, живший в VI веке до н.э. Древняя Греция
В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем Жаном де Лафонтеном
В России басня начала развиваться особенно быстро в XVIII веке – в творчестве В.К.Тредиаковского, А.П. Сумарокова, В.И. Майкова, И.И. Дмитриева, И.И. Хемницера, М.В. Ломоносова.
Самую широкую известность получили басни, созданные И.А. Крыловым ( ). «Вы нашли себя,- говорил И.И. Дмитриев И.А. Крылову. – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…»
План сравнительного анализа 1. Тема басни 2. Герои басни 3.События, действия героев 4. Цель басни 5. Мораль 6. Художественные особенности (изобразительно- выразительные средства) Басня «Лисица и виноград»
Общее Различное 1. Тема ( о лисице, которая хотела полакомиться виноградом); 1. Объем; 2. Герой басни – Лисица;2. Форма (стихотворная и прозаическая); 3. Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей; 3. Действие более развернуто у Ж. де Лафонтена и И.А. Крылова; 4. В басне высмеиваются пороки людей: себялюбие, тщеславие; Басня имеет поучение – мораль.4. Мораль басни Эзопа и И.А. Крылова одинаковая, у Ж.де Лафонтена – немного иная.
1. Определите названия басен, откуда взяты эти строчки: Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, Только мука. Басня «Лебедь, Рак и Щука»
А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. Басня «Квартет»
То их понюхает, то их полижет… Очки не действуют никак! Басня «Мартышка и очки»
Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, То все у них пустяк. Басня «Петух и Жемчужное зерно»
2. Закончите крылатые выражения: Ты всё пела? Это дело… Кукушка хвалит петуха… Чем кумушек считать трудиться… А ларчик просто… Беда, коль пироги начнет печи сапожник… У сильного всегда… А Васька слушает… Слона-то я и… Ай, Моська! Знать она…
3. Помогите герою басни найти свою пару: Свинья Петух Моська Ворона Ягненок Кукушка Стрекоза Фока Васька
4. Герои «перемешались». Определите, из каких они басен?
Памятник И.А. Крылову в Санкт- Петербурге в Летнем Саду
Жанр басни в XX веке… С.В. Михалков Грибы Рос Яркий Мухомор среди лесной полянки. Бросался всем в глаза его нахальный вид: -Смотрите на меня! Заметней нет поганки! -Как я красив! Красив и ядовит! – А Белый Гриб в тени под ёлочкой молчал. И потому его никто не замечал…
Жанр басни в XXI веке… На прошлых уроках вы уже пробовали сочинять сказку. Теперь сочините басню, использовав мораль или сюжет одной из понравившихся вам басен. Какой порок вы в ней высмеяли?
Слава Васильев Великие баснописцы Красавица Стрекозка, Оса, Пчела и Божия коровка Решили басню написать. Да так, чтоб в книгу Гиннеса попасть. Достали ручки, скрепки, кнопки и листок И сели дружно под дубок. Сидят, сидят листок же всё пустой. «Подружки, стой! – кричит Стрекозка. Чтоб лучше басню написать, Давайте сядем на кровать. На мягком месте лучше думать! И басня сложится, как знать?»