Выполнила: студентка 411 группы Барсук Яна Анатольевна
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно- воспитательном процессе являются: обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте); привитие психологической культуры (умения заботиться о собственной психической сфере, умение работать с чувствами, эмоциями, мыслями); изучение простейших способов психологической саморегуляции и психогигиены.
Виды и направления работ по сопровождению процесса подготовки к экзаменам: Диагностика (индивидуальная и групповая) Консультирование (индивидуальное и групповое) Развивающая, коррекционная работа (индивидуальная и групповая) Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры Профилактика Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды)
Хотелось бы подчеркнуть, что все положительные моменты экзаменов не сработают в нашу пользу, если мы не учтем важные психологические аспекты, связанные с любым видом тестирования людей. Ученые-психологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени. Учитывая это, необходимо обеспечить психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки, к сдаче единого государственного экзамена формируя соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы следует проводить не прямо накануне экзаменов, а значительно раньше, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов и в других случаях, не столь эмоционально напряженных. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями
Диагностика Выявление детей, имеющих личностные и познавательные экзаменов, возможно на протяжении всего обучения в школе. Подготовительным этапом для прогнозирования возникновения возможных трудностей при подготовке и сдаче экзаменов можно считать итоги плановой диагностики, проведенной на более ранних этапах ( в начальной школе, среднем звене, в 9-11 классах). Это дает возможность сформировать «группу риска» и спланировать работу в нужном направлении.
Консультирование Консультативная работа в школе проводится по следующим направлениям: 1. Консультирование и просвещение педагогов. 2. Консультирование и просвещение родителей. 3. Консультирование школьников. Целью таких консультаций является формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников знаний о проблемах, возникающих у учащихся при подготовке к экзаменам, и желания преодолевать трудности обучения. 1) Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка; 2) Своевременное первичное выявление детей с различными трудностями обучения и их сопровождение; 3) Составление (совместно с педагогами) рекомендаций по психолого- педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц; 5) Психологическое просвещение всех участников учебного процесса с помощью лекционной и других форм работы Необходимо:
Развивающая, коррекционная работа Развитие познавательной сферы учащихся: внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.; Снятие тревожности, формирование адекватной самооценки; Развития произвольности, навыков самоорганизации и самоконтроля; Направления работы:
Психологическое просвещение и образование Задачи психологического просвещения в рамках психологической подготовки к экзаменам можно охарактеризовать следующим образом: ознакомление родителей с актуальными проблемами детей и сообщение подходящих на данном этапе развития ребенка формы детско-родительского общения; создание условий для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, которые помогли бы педагогам в работе с учащимися, имеющими трудности обучения; вооружение учащихся знаниями о своих психологических особенностях и умениями эффективно организовывать свою учебную деятельность в соответствии с этими особенностями; информирование учащихся и их родителей о процедуре проведения экзаменов.
Формы просветительской работы проведение классных часов, где учащиеся узнают о способах саморегуляции и самоорганизации, способах снятия тревожности, особенностях возрастного развития; проведение родительских собраний вместе с детьми, где можно обсуждать возникшие проблемы, вопросы сообща; организация беседы с выпускниками, которые могут поделиться опытом сдачи ЕГЭ, поступления в ВУЗ; проведение лекториев для педагогов, организация «Уголка психолога», подбор психологической литературы для педагогов.
Профилактика Задачи: предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии организация восстановительных мероприятий осуществление мероприятий по управлению психическим состоянием Направления работы: обучение психической саморегуляции; формирование уверенности в своих силах; выработка навыков мобилизации в стрессе; развитие творческого потенциала.