ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ XVIXVII ВЕКОВ. Презентация на тему : Работу выполнила ученица : Колиушко Екатерина. Преподаватель : Серебрянский Владимир Владимирович
Шатровый стиль является архитектурной формой в виде многогранной пирамиды, которая служит для завершения сооружения. Шатрами завершают башни, колокольни, храмы и крыльца. Их делают каменными и деревянными. Конструкция шатра в русской архитектуре заменили купола в деревянном строительстве. В деревянных постройках в отличие от каменных передавать форму купола крайне сложно, проще конструкция шатра.
У деревянного шатра имеется каркас из восьми вертикальных бревен, которые сходятся к центру верхними концами. Именно шатры предавали строениям великолепный столпообразный силуэт. Кроме церквей, шатер использовался и в других постройках. Благодаря деревянной застройке шатры имели ведущую роль в постройке городов.
Русская церковная деревянная архитектура обрела особый стиль. Свойства дерева как строительного материала обусловили своеобразие и особенности этого стиля. Создать купол, имеющий плавные формы, из прямоугольных досок и балок трудно. Поэтому в деревянных храмах вместо него появляется шатер остроконечной формы. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи). Такие храмы получили название шатровых.
Формы деревянных храмов оказали влияние на каменное (кирпичное) строительство. На Руси стали строить затейливые каменные шатровые церкви, напоминавшие огромные башни. Первым из храмов такого типа была воздвигнутая в Коломенском Вознесенская церковь ( гг.).
Трёхшатровый храм с галереей. В храм XVII века разобран за ветхостью и отстроен в больших размерах; уничтожен в 1930-е гг. Входоиерусалимский собор Иоанно-Предтеченского монастыря Иоанно-Предтеченского монастыря
Выстроен мастером Аверкием Мокеевым по заказу патриарха Никона, достраивался при царе Фёдоре III. Шатровая часть не являлась церковью, представляя собой "двор церковный под великим шатром" вокруг часовни Гроба Господня. Шатёр обрушился в Отстроен И.Ф.Мичуриным в (верхний ярус с шатром воссоздан из дерева в под смотрением К.И.Бланка, по проекту Ф.-Б. Растрелли (1754)). Храм разрушен гитлеровцами в 1941, вчерне восстановлен к патриарха Никонацаре Фёдоре IIIШатроваяшатромчасовни ШатёрИ.Ф.МичуринымшатромК.И.БланкаФ.-Б. Растреллигитлеровцами Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря.
Особенностью церквей и храмов этого архитектурного стиля является то, что они имеют большие по площади пристроенные помещения для увеличения внутреннего объема храма или церкви: большой по площади в плане восьмерик построить технически сложно, поэтому восьмерик окружают или многочисленными приделами, или более маленькими церквями. Такой стиль называется много частность. Одновременно памятником и шатровой архитектуры, и архитектуры много частности является Покровский собор "что на рву", позже храм Василия Блаженного.
Храм Василия Блаженного в Москве считается высшим достижением каменной шатровой архитектуры.
Общая схема строения шатровых храмов.
Церковь Никиты в селе Елизарово год. Успенская церковь в Спасо-Евфимиевом монастыре. Суздаль е гг.
Троицкая (Покровская) церковь в Александровой слободе(1510 г)
Церковь Вознесения Господня в Коломенском Храм расположен в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Храм является шедевром мировой архитектуры, первым [1] каменным шатровым храмом в России.Нагатинский Затон Южного административного округа МосквыКоломенскоеархитектуры [1]шатровым храмом России
Каменные шатровые храмы в XVI веке Каменные шатровые храмы уникальное явление древнерусской архитектуры. Время возникновения этого архитектурного типа начало XVI века. Деревянные шатровые храмы самые ранние известные деревянные шатровые храмы относятся к XVI веку, есть основания думать, что и раньше в деревянном зодчестве была распространена форма шатра.
Шатровые храмы в первой половине XVII века. В архитектуре русского узорочья прежняя конструктивная роль шатра утрачена полностью [23]. Шатёр стал одним из многих элементов декора. Как купола храмов чаще стали заменять глухими декоративными главами, так же декоративными надстройками над глухими восьмигранными барабанами стали и шатры. В небольших храмах, перекрытых сводом, стали использовать завершение из двух или трёх небольших шатров. Такие храмы утратили связь с прежним типом центрического столпообразного храма. Примером завершения храма двумя шатрами может служить надвратная церковь Богоявления в Ферапонтовом монастыре ( ) [24]. [23]купола главами [24]
Изначально шатровый стиль использовался вместо крыши, шатры делались глухими, они не были своим внутренним пространством открыты в интерьер сооружения. Однако в настоящее время шатры являются чисто декоративным элементом. Яркий пример: церковь Рождества Богородицы в Москве в Путинках и Успенская церковь, расположенная в Угличе.
В середине XVII в. церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных одноглавых и пятиглавых прямоугольных церквей и свидетельствовали о торжестве царства над священством.
В настоящее время шатровый стиль используется не так часто. В основном, его также применяют при постройке церквей, храмов, соборов. При строительстве домов даже в качестве украшения его используют редко.
Спасибо за Внимание !