Политико-терриориальное устройство РФ (часть 2: субъекты РФ)
Структура темы: 1. Статус субъектов РФ: общее и особенное 2.Административно-терриориальное устройство СРФ 3. Региональная политика в РФ 4. Национальная политика в РФ
1. Статус субъектов РФ: общее и особенное Общее – равноправие СРФ Особенное – разнообразие типов и видов СРФ Общие черты: … Пример «общего» в статусе СРФ - ФЗ «О координации международных и внешнеэконом связей субъектов РФ» 4 января 1999 года N 4-ФЗ: + Условия международной деятельности СРФ + Процедура заключения соглашений СРФ + Статус соглашений + Представительства СРФ за рубежом
Особенное в статусе СРФ Особенное в статусе краев и областей Особенное в статусе ГФЗ Особенное в статусе республик Специфика автономий в составе РФ (1 обл + 4 окр): - Еврейская Авт.область (непоср в сост РФ с 1991 г.) - Чукотский АО (непоср в сост РФ с 1992 г.) - ХМАО + ЯНАО, НАО
Специфика статуса АО, входящих в состав других СРФ (3 АО) 1) Постановление КС от 14 июля 1997 г. 12-П по делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 КРФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области: … 2) Специальный ФЗ об АО (ч. 3 ст. 66 КРФ)? (или ст ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ) 3) Договоры «материнского» и «дочернего» СРФ Перспективы «сложносоставных» СРФ
2. Админ-терриориальное устройство субъектов РФ Понятие АТУ - … Содержание института АТУ: система АТЕ, границы, наименования и т.д. Основы АТУ СРФ: 1)Правовая – ст. 73 КРФ 2)Организационная – АТУ СРФ устанавливается на базе терриориальной организации МС в СРФ: п. 2 ст. 10 ФЗ 131 от
Модель терриориальной организации МС в РФ предусматривает 2 уровня: (а) первичный уровень - сельские и городские поселения (б) вторичный уровень - муниципальные районы и городские округа Базовое АТУ СРФ обычно совпадает с 2-м терри.уровнем МС, но иногда: - на «первичном» уровне: особые терриории (напр., ЗАТО) - 3-й уровень: «админ. округа» - особый случай АТУ в СРФ: бывшие авт.округа Особенности ЗАТО (Закон РФ от N «О закрытом административно-терриориальном образовании»)
3. Региональная политика в РФ. Федеральные округа Зачем при наличии федеративных отношений? Базовый источник: Указ Президента РФ от N 13Об утверждении Основ государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 года: -основные понятия: государственная политика регионального развития, макрорегион и регион; -чем вызвана необходимость проведения рег. политики; -какие она позволяет реализовывать идеи. Федеральные округа : - происхождение ФО - какова правовая природа ФО? - … -Указ Президента РФ от «О полномочном представителе Президента РФ в ФО» -Вопросы статуса ППП в ФО -Перечень ФОФО
4. Национальная политика в РФ - Национальный состав РФ (справка)справка -Конституционная основа нац. политики: … (см.)… (см.) -Основа нац.политики: + организационная: Фед. агентство по делам национальностей + правовая: Указ Президента РФ от «О Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» о содержании нац.политики: а) сохранение и развитие культур и языков народов РФ, укрепление их духовной общности; б) обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств; в) создание дополнительных социально- экономических и полит. условий для обеспечения прочного национального и межнац. мира и согласия на Северном Кавказе; г) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией. -Связь федеративной и национальной политики в РФ + для коренных народов - исторически с момента создания РСФСР (РФ – не терриориальная федерация) + но если народ а) «некоренной», б) коренной, но малочисленный для образования терриориальной автономии?
Пример 1: ФЗ «О национально-культурной автономии» ФЗ Понятие: НКА – это: - форма национально-культурного самоопределения, - представиляющая собой объединение - граждан Российской Федерации, - относящих себя к опр.этнической общности, находящейся в ситуации нац. меньшинства на соотв. терриории, - на основе их добровольной самоорганизации - в целях самостьоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, нац.культуры. Форма и организация: НКА – это вид ООб в форме ООр. НКА м/б по терр.: местной, региональной, федеральной.
Права национально-культурной автономии (ст. 4): - получать поддержку со стороны ОГВ и ОМС; - обращаться в органы власти; - создавать СМИ; - следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; - создавать частные образовательные и научные учреждения, учреждения культуры; - участвовать через своих полномочных представителей в деятельности междунар. неправительственных организаций Представительства и консультативные советыНКА при ОГВ и ОМС Примеры: НКА имеют граждане РФ, к-е по происхождению - казахи, литовцы, курды, корейцы, евреи, белорусы, татары, цыгане, чуваши, азербайджанцы, русские немцы и т.д.
Пример 2: ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от N 82-ФЗ Понятие: КМН РФ – это - народы, проживающие на терриориях традиционного расселения своих предков, - сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, - насчитывающие в РФ менее 50 тысяч человек - и осознающие себя самость. этническими общностями. «Единый перечень КМН РФ»: утверждается Пр-вом РФ по представил. СРФ Примеры: Абазины, Алеуты, Бесермяне, Вепсы, Водь, Долганы, Коряки, Манси, Нанайцы, Нганасаны, Ненцы, Нивхи, Орочи, Саамы, Селькупы, Тубалары, Удэгейцы, Ханты, Чукчи, Шапсуги, Шорцы, Эвенки, Эскимосы, Юкагиры.
Понятия: - Традиционный образ жизни малочисленных народов - Уполномоченные представители малочисленных народов Права КМН (ст. 8): - безвозмездно пользоваться землями и общераспространенными полезными ископаемыми - участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз - на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов - получать от государства помощь для реформирования всех форм воспитания и обучения подрастающего поколения малочисленных народов с учетом традиционных образа жизни и хозяйствования - ограничения в СРФ нетрадиционной для малочисленных народов хозяйственной деятельности организаций - право на замену военной службы альтернативной гражданской службой
Перечень ФО: 1. Центральный - г. Москва 2.Северо-Западный - г. Санкт-Петербург 3. Южный - г. Ростов-на-Дону 4.Северо-Кавказский - г. Пятигорск (2010 г.) 5. Приволжский - г. Нижний Новгород 6. Уральский - г. Екатеринбург 7. Сибирский - г. Новосибирск 8. Дальневосточный - г. Хабаровск (Крымский – г. Симферополь ( гг.)
Народность Числ. на 2002% от всего насел-я 1Русские ,83 % 2Татары ,83 % 3Украинцы ,03 % 4Башкиры ,15 % 5Чуваши ,13 % 6Чеченцы ,94 % 7Армяне ,78 % 8Аварцы ,56 % 9Мордва ,58 % 10Казахи ,45 % 11Азербайджанцы ,43 % 12Даргинцы ,35 % 13Удмурты ,44 % 14Марийцы ,42 % 15Осетины ,36 % 16Белорусы ,56 % 17Кабардинцы ,36 % 18Кумыки ,29 % 19Якуты ,31 % 20Лезгины ,28 %
Конституция РФ об этническом субстрате российской государственности: Два основных термина: А) «многонациональный народ РФ» (россияне) - согласно преамбуле он принял российскую Конституцию и он же является носителем суверенитета РФ (ст. 3) Б) «народы РФ», - на равноправии и самоопределении которых основано федеративное устройство РФ (ч. 3 ст.5), - которым гарантируется охрана земли и природных ресурсов, как основа их жизни и деятельности (ст. 9), - им гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ст. 68), -особо среди них защищаются и права «коренных малочисленных народов» (ст. 69). Кроме того, в РФ: - запрещена дискриминация по нац.признаку Ст. 19 (13, 29) - каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, имеет право на свободный выбор языка общения (ст. 26) - регулирование и защита прав национальных меньшинств и установление основ федеральной политики в области национального развития находится в ведении РФ (п.п. «в» и «е» ст. 71) и защита их прав – в совместном ведении (п. «б» ст 72)