Культура России ХVII века Архитектура
Нарышкинское (Московское) барокко Нарышкинское барокко можно и нужно рассматривать как стиль, не имеющий аналогов среди других архитектурних стилей. По мнению академика Д. С. Лихачёва, нарышкинское барокко – «абсолютно своеобразное, уникальное национально-русское явление», «самое яркое» в русском зодчестве рубежа XVII – XVIII столетий.
Стиль «барокко» пышно расцвёл в Европе в XVII столетии, впервые заявив о себе в Италии ещё в предыдущем веке. Целью тамошних мастеров стало возвеличивание своей культуры путём привлечения в архитектуру излишней вычурности. В Россию стиль барокко попал благодаря Петру I, «прорубившему», как известно, «окно в Европу», и дошёл с немалым запозданием, когда европейцы уже зажглись духом классицизма. Зато русское барочное искусство заметно отличалось от западного, обретя свои архитектурные стили, одним из которых и стало нарышкинское барокко.
Своим названием стиль обязан боярскому роду Нарышкиних. Именно на их территориях были возведены образцы храмов, заказанних им в этом направлении. Лев Кириллович Нарышкин дядя Петра Великого, дипломат, руководитель Посольского приказа. В нём присутствуют элементы европейского барокко и маньеризма, готики, ренессанса и романтизма. Всё это сливается с традициями деревянного зодчества и каменной архитектуры Древней Руси. История создания
Черты стиля В архитектуре нарышкинского барокко причудливо соединились традиции патриархального зодчества Древней Руси и новые западноевропейские веяния. Стиль тесно связан с белокаменным узорочьем, который стал результатом заимствования декоративних элементов, ордеров барочного происхождения. От древнерусской архитектуры его отличает вертикальная энергетика, скользящая вдоль граней стен и выбрасывающая пышные узорчатые волны. Для зданий, выполненних в этом стиле характерны следующие особенности: смешение различних тенденций и течений; внутренняя напряжённость; разнородность структуры и внутренней отделки; многоярусность, центричность, симметрия, равновесие масс.
Церковь Спаса в Уборах Нарышкинское барокко украшает множество городов, а в небольших деревеньках можно встретить так называемый деревенский стиль. А более элитные постройки представлены во французском стиле шале, который отражается не только в архитектуре, но и прекрасен в интерьерах.
Храм Покрова в Новодевичьем монастыре Шедевром русского нарышкинского барокко считается Церковь Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметьевом дворе, построенной в усадьбе самого Нарышкина ( е годы). Позже усадьба перешла к графу Шереметьеву, закрепив за ним название храма.
Успенский собор на Покровке, в Москве Название «нарышкинский» закрепилось за стилем после пристального изучен ия в 1920 е гг. Церкви Покрова, построенной в принадлежащих в конце XVII в.Нарышкиным Филях. С тех пор нарышкинскую архитектуру иногда называют «нар ышкинским», а также, учитывая основной район распространения это го явления, «московским барокко».Церкви Покрова
Храм Воскресения Христова в Филях
Церковь Покрова в Филях Лучшими образцами нарышкинского стиля считаются появившиеся центрические ярусные храмы, хотя параллельно с этой новаторской линией возводилось множество традиционних, бестолпних, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанних пятью главами церквей, обогащён них новыми архитектурными и декоративными формами прежде всего, заимствованными из западноевропейской архитектуры элементами ордера, обозначивши ми тенденцию перехода от средневековой без ордерной к последовательно ордерной архитектуре ордера
Храм Воскресения Христова в Кадашах Большинство привычних нам нарышкинских памятников – красные с белокаменным декором, но с уверенностью судить об их изначальном цвете нельзя (так, выяснилось, что в церкви Воскресения в Кадашах первый красочный слой был желто-голубым), также с использованием изразцов малороссийского типа.
Церковь Троицы в Троицком-Лыкове, построенная в годах, стоит на обрывистом правом берегу Москвы-реки, напротив Серебряного Бора. Вместо ясности и лаконичности допетровской архитектуры усадебные церкви нарышкинского барокко демонстрируют сложность плана и повышенную декоративность.
Белокаменная Знаменская церковь в Дубровицах около Подольска ( ) - самый загадочный памятник русской архитектуры начала XVIII века. Характерны овальные или полигональные, то есть многоугольные, окна.
Церковь Троицы в Троице-Лыково. В 1935 г. была включена Лигой Наций в список выдающихся памятников мировой архитектуры. Арх. Я. Бухвостов. Яков Григорьевич Бухвостов (конец 17-начало 18 вв.) архитектор, один из основоположников московского барокко. Постройки Бухвостова выполнены из кирпича с характерным пышным белокаменным декором.
Храм Бориса и Глеба в Зюзино
Новодевичий монастырь
Сегодня самым древним храмом монастыря является Рождественский собор
Церковь Сошествия Святого Духа и Церковь св. Иоанна Предтечи
Фили-Шереметев-Тропарево-Якиманка
Москва. Высокопетровский монастырь
Выводы: Нарышкинское барокко – уникальное явление в русском зодчестве, не похожее ни на одно из мировых архитектурних стилей. Этот самобытный стиль вобрал в себя всё лучшее, что было в отечественной и западной архитектуре. К сожалению, после 1710-х годов подобные храмы больше не строились. Однако ещё до конца столетия в работах русских зодчих чувствуется влияние нарышкинского стиля и даже образуются его ветви (Строгановская ветвь). И по сей день нарышкинское барокко украшает множество городов, а в небольших деревеньках можно встретить так называемый деревенский стиль. А более элитные постройки представлены во французском стиле шале, который отражается не только в архитектуре, но и прекрасен в интерьерах.