ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА В. В. МАЯКОВСКОГО « Любовь – это жизнь, это главное … От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным » ( Из письма Маяковского к Л. Брик 5 февраля, 1923 г.)
Жизнь В. В. Маяковского со всеми ее радостями и горестями, болью и отчаянием вся в его стихах. Произведения поэта рассказывают нам и о его любви, о том, когда и какой она была или когда ее не было. В ранних стихах Маяковского упоминание о любви встречается дважды : в цикле лирических стихотворений 1913 года « Я » и стихотворении « Любовь », где о любви говорится также вне связи с личными переживаниями.
Первой любовью Маяковского была Мария, которую он встретил в Одессе (« Это было, было в Одессе..») Из некоторых источников известно, что между Маяковским и Марией встало препятствие, одно из тех, которые порождались тогдашней общественной жизнью, социальными условиями, основанными на неравенстве людей, на господстве материальных расчетов. В поэме этому дано очень краткое объяснение словами самой Марии : Вошла ты, резкая, как нате !, муча перчатки замш, сказала : Знаете Знаете я выхожу замуж.
ЛИЛИ БРИК
« Только в 1918 году, проверив свое чувство к поэту, и могла с уверенностью сказать Брику о своей любви к Маяковскому. Мы все решили никогда не расставаться и прожили всю жизнь близкими друзьями, тесно связанными общими интересами, вкусами, делами »,- писала Л. Брик.
ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВА Двадцатидвухлетняя девушка отличалась необыкновенной, по отзывам современников, фатальной красотой. Высокая, грациозная, с длинными ногами, белой кожей и выразительным взглядом, она тут же вошла в парижский бомонд и обзавелась немалым числом именитых поклонников. Ей, манекенщице модного дома Коко Шанель, симпатизировал Шаляпин. С Маяковским их свела Эльза Триоле, бывшая возлюбленная Маяковского и младшая сестра Лили Брик. Впервые увидев Татьяну, она засмеялась : Да вы под рост самому Маяковскому, а затем по приезду и познакомила их. Это была красивая пара двух удивительно похожих друг на друга людей. Их потрясающее сходство отмечали все современники.
Он, как следует из ее писем, был единственным, кто оставил след в ее сердце, она стала его новой музой. Маяковский писал ей стихи, которые по приезду читал Брикам. Дослушав до конца, Лиля тихо произнесла : Вот теперь ты меня по - настоящему предал. Но Маяковский был увлечен, влюблен, страдал и звал Татьяну в Москву. На что она, ненавидя советскую власть, категорически не соглашалась. Да и помимо Владимира у нее имелись претенденты на руку и сердце. После долгих мучений она предпочла разум чувствам, и вышла замуж за виконта Бертрана де Плесси.
В любовной лирике поэта встречаются и строки, которые, казалось бы, отрицают и высмеивают это чувство : « Бросьте ! Забудьте ! Плюньте и на рифмы, и на арии, и на розовый куст, и на прочие мерехлюндии из арсеналов искусств...». В этих и подобных строках речь идет не об отрицании любви и любовной лирики, это выступление против устаревших форм в искусстве и неискренних, поверхностных отношений, обыденности. Такое отрицание любви направлено на утверждение любви истинной ; вся поэзия Маяковского устремлена к искренним отношениям. Личное и поэтическое у Маяковского не существуют сами по себе, они тесно связаны, переплетены, одно переходит в другую. Поэзия делается из простой, реальной жизни, в самой этой жизни существует, из нее рождается.
«ВАМ ЗАВЕЩАЮ Я САД ФРУКТОВЫЙ МОЕЙ ВЕЛИКОЙ ДУШИ» (« Ко всему », 1916 г ) (« Ко всему », 1916 г )