Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление Подготовила Студентка 28 б группы Солдатова Дарья
Зародилось в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 – 1794 гг. и после ее завершения. К числу французских социалистов- утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен- Симон.
Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.
Роберт Оуэн ( )
Разработал план улучшения условий жизни рабочих в рамках капитализма и пытался осуществить его на прядильной фабрике в Нью-Ланарке. В 1817 году выдвинул программу радикальной перестройки общества путём создания самоуправляющихся «посёлков общности и сотрудничества», лишённых частной собственности, классов, эксплуатации и т.д.. Основанные им опытные коммунистические колонии в США («Новая Гармония») и Великобритании потерпели неудачу, но его учение сыграло значительную роль в английском просвещении.
Габриэль Бонно де Мабли (1709–1785 гг.)
Обосновывал преимущества первобытного коммунизма – «золотого века человечества», но мало верил в возможность современной реализации подобной модели общества. Основные произведения: «О правах и обязанностях гражданина», «О законодательстве или принципы законов», «Публичное право Европы», «Беседы Фокиона об отношении морали к политике». Выступая против сословных и имущественных различий, Г.Б. де Мабли утверждает, что равенство – естественный закон людей. Мыслитель говорит о классовом характере права. Неравенство состояний, по его мнению, препятствует беспристрастности законов.
Гракх Бабёф (1760–1797 гг.)
Г. Бабёф критиковал формальное, «бумажное» равенство перед законом, «красивую и бесплодную фикцию закона» и противопоставлял формальному равенству имущественное. Ее цель – уничтожить неравенство, восстановить всеобщее счастье. Упразднение частной собственности и установление общности имущества и труда – единственное средство навсегда устранить неравенство и искоренить все проистекающие из него предрассудки и бедствия. Г. Бабёф выдвигает принцип обязательности труда: труд должен стать обязательным для всех, а продукты его должны признаваться достоянием всего общества.
Сен-Симон Клод Анри де ( гг.)
Сторонник эволюционного, а не революционного пути развития общества. Основные труды: «О реорганизации европейского общества», «Индустрия», «Индустриальная система», «Катехизис промышленников», «Новое христианство». В учении значительное место занимают размышления о роли науки в истории общества, о механизмах общественного развития; Проблема прогресса, его ступеней, критериев; Утопические планы создания общественного строя как «промышленной системы»
Шарль Фурье ( )
Считал, что буржуазное общество лживо и порочно; идеальное общество – «общество гармонии» будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, развитой экономике, уважении к Богу. Наиболее известные труды – «Теория четырех движений и всеобщих судеб», «Трактат о домашней и земледельческой ассоциации». Создание объединений тружеников – «фаланги», где сочетаются промышленное и сельскохозяйственное производство.
Рефлексия 1. В середине какого века зародилось утопическо- социалистическое направление?
2. Во время какой революции утопической- социалистическое направление получило особое распространение?
3. На какой проблеме социалисты-утописты сосредоточили свой интерес?
4. Назовите социалистов-утопистов, которые ранее были представлены в презентации.