Фонд «Институт экономики города» КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ по внедрению на местном уровне комплексного подхода к управлению жилищным фондом
Подрядчик 3 Подрядчик 2 Подрядчик 1 Управляющая организация Поставщики коммунальных ресурсов Органы местного самоуправления / I II III IV V Взаимодействие участников процесса управления многоквартирным домом
Построение демократических взаимоотношений в товариществе собственников жилья I
1.Пассивность собственников помещений Председатель ТСЖ: - не чувствует поддержки - большая загруженность и ответственность - нехватка общественного признания Зависимость судьбы ТСЖ от лидера Неконтролируемость деятельности председателя ТСЖ 2.«Монополизация» лидирующего положения председателя правления ТСЖ Превращение выборной должности в постоянное место работы и дохода Препятствия для инициатив/участия членов ТСЖ, контроля с их стороны Конфликты (противостояние председателя и рядовых членов) Подрыв доверия к институту ТСЖ Проблемы:
Показать преимущества системы взаимного доверия и ответственности между собственниками, членами ТСЖ и управляющими органами товарищества Содействовать прозрачности и повышению устойчивости деятельности ТСЖ, в том числе при смене руководящих органов / лидера ТСЖ Цели модели I
В пилотных ТСЖ апробировать: технологии взаимодействия собственников помещений и правления ТСЖ способы привлечения членов ТСЖ к принятию решений меры повышения взаимного доверия и ответственности «идеальную» модель устава ТСЖ и внутренних правил ТСЖ процедуры и формы информирования и отчетности Задачи модели I
На уровне МКД / ТСЖ будут опробованы методики и процедуры, примеры документов На уровне ОМС будут подготовлены и приняты рекомендации, положения, правовые акты по вопросам: содействия в создании и деятельности ТСЖ участия представителя собственника муниципального имущества в МКД в создании и деятельности ТСЖ информационного взаимодействия ОМС и ТСЖ В ходе демонстрационного проекта I:
1.Актуальна ли данная демонстрационная модель для Вашего города? 2.Есть ли желающие участвовать в реализации данной модели в своем доме/ТСЖ? ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:
Формирование собственниками помещений/ТСЖ заказа на услуги управления, содержания и ремонта многоквартирного дома Управляющая организация II Подрядчик 3 Подрядчик 2 Подрядчик 1
1.ТСЖ воспринимается и часто пропагандируется как альтернатива сторонним специализированным организациям («неизбежность» самоуправления / самообслуживания) одна из причин, почему собственники опасаются создавать ТСЖ стремление из собственников квартир сделать профессионалов - управляющих 2. Неумение сформулировать заказ на услуги/работы выбирать исполнителей (управляющих, подрядчиков) строить с ними конструктивные отношения Проблемы:
Показать на практике преимущества модели «ТСЖ/собственники помещений – заказчик услуг и работ» Конкретные примеры улучшения состояния МКД при профессиональном управлении в ТСЖ Цели модели II
В пилотных МКД / ТСЖ: научить собственников помещений выступать грамотными заказчиками услуг и работ содействовать созданию критериев и процедур отбора УО / подрядчиков внедрить «идеальный» договор управления МКД опробовать рекомендации, процедуры, образцы документов по заключению и мониторингу исполнения договора управления Задачи модели II
На уровне МКД будут опробованы методики и процедуры, документы На уровне ОМС будут подготовлены и приняты рекомендации, положения, правовые акты по: организации мониторинга управления МКД формированию адресной базы данных по выбору способа управления МКД участию представителя собственника муниципального имущества в МКД в договорных отношениях с УО В ходе демонстрационного проекта II:
1.Актуальна ли данная демонстрационная модель для Вашего города? 2.Есть ли желающие участвовать в реализации данной модели в своем доме/ТСЖ? ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:
Построение эффективных отношений управляющей организации с клиентами (собственниками помещений/ТСЖ) Управляющая организация III
1.Управляющие организации ориентируются на ОМС, а не на собственников помещений как заказчиков/клиентов привычка, предшествующий опыт администрирование со стороны ОМС Управляющие организации не умеют работать в рыночных условиях (в условиях конкуренции) нет понимания роли управляющих не умеют предложить свои услуги и показать их ценность не умеют работать «по-объектно» с «множественным» заказчиком Проблемы
Показать на практике, что прозрачность деятельности и ответственность УО в отношениях с собственниками помещений / ТСЖ обеспечивает устойчивость УО в условиях конкуренции на рынке жилищных услуг Цель модели III
В пилотных управляющих организациях: Апробировать: различные технологии взаимодействия с собственниками помещений / ТСЖ методики формирования бюджета управления МКД и оценки рисков исполнения договора управления Создать примеры позитивных взаимоотношений между УО и собственниками помещений / ТСЖ условия для разработки и использования стандартов профессионального управления МКД Задачи модели III
На уровне МКД – УО будут опробованы методики, процедуры, документы На уровне ОМС будут подготовлены и приняты рекомендации по: отбору собственниками помещений / ТСЖ управляющих организаций оценке деятельности управляющих применению стандартов управления МКД В ходе демонстрационного проекта III:
1.Актуальна ли данная демонстрационная модель для Вашего города? 2.Есть ли желающие управляющие организации участвовать в реализации данной модели? ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:
Формирование эффективных отношений ТСЖ/ управляющей организации с ресурсоснабжающими организациями Управляющая организация Поставщики коммунальных ресурсов IV
1.Ресурсоснабжающие организации не видят в ТСЖ / УО равноправную сторону по договору злоупотребление монопольным положением на рынке поддержка со стороны государственных органов и ОМС не заинтересованы в ресурсосбережении 2.ТСЖ/УО не умеют договориться с ресурсоснабжающими организациями: о контроле за качеством и количеством поставляемых ресурсов о разделении рисков неплатежей Проблемы
Построить наиболее эффективные договорные отношения ТСЖ / УО с ресурсоснабжающими организациями, полностью соответствующие законодательству и обеспечивающие защиту интересов обеих сторон и повышение качества коммунальных услуг Цель модели IV
На практике: опробовать рекомендации по регулированию договорных отношений создать оптимальные модели договоров ТСЖ / УО с ресурсоснабжающими организациями оценить эффективность механизмов защиты интересов обеих сторон по договору ресурсоснабжения Задачи модели IV
На уровне МКД будут опробованы рекомендации по: договорным взаимоотношениям ТСЖ / УО и организаций коммунального комплекса На уровне ОМС будут подготовлены и приняты рекомендации и предложения по: совершенствованию договорных отношений ресурсоснабжающих организаций с УО и ТСЖ регулированию тарифов организаций коммунального комплекса развитию муниципально-частного партнерства в коммунальном секторе В ходе демонстрационного проекта IV:
1.Актуальна ли данная демонстрационная модель для Вашего города? 2.Есть ли ТСЖ / управляющие организации, желающие участвовать в реализации данной модели? ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:
Внедрение новых механизмов организации и финансировании капитального ремонта / ресурсосберегающей модернизации МКД Органы местного самоуправления V
1.ОМС не имеют опыта реализации нового порядка использования бюджетных средств при финансировании капитального ремонта МКД не готовы передать ответственность собственникам помещений за проведение и финансирование КР не имеют отработанных механизмов предоставления финансовой поддержки собственникам жилья 2.Собственники помещений: не имеют опыта принятия ответственных решений по проведению капитального ремонта МКД; не умеют планировать проведение и финансирование КР не умеют взаимодействовать с ОМС и финансовыми институтами для привлечения средств на КР Проблемы
Применить на практике установленный законодательством новый порядок принятия решения о проведении капитального ремонта многоквартирных домов, а также оказания органами местного самоуправления финансовой поддержки собственникам помещений при финансировании капитального ремонта многоквартирных домов Цель модели V
На практике: опробовать рекомендации по вовлечению собственников помещений в принятие решения о проведении КР МКД и его финансировании применить в пилотных МКД / ТСЖ порядок и процедуры принятия решения о проведении КР опробовать порядок получения средств финансовой поддержки из бюджета, а также банковских кредитов для финансирования КР содействовать ОМС в разработке муниципальной адресной программы по проведению КР МКД и порядка отбора участников на конкурентной основе Задачи модели V
На уровне МКД будут опробованы рекомендации, процедуры и документы На уровне ОМС будут подготовлены и приняты положения, рекомендации, правовые акты по: оптимальным моделям организации и финансирования проведения КР формированию муниципальной программы КР мониторингу целевого использования бюджетных средств на проведение КР МКД В ходе демонстрационного проекта V:
1.Актуальна ли данная демонстрационная модель для Вашего города? 2.Есть ли ТСЖ / управляющие организации, желающие участвовать в реализации данной модели? ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:
I этап Проведение исследования текущей ситуации II этап Реализация демонстрационных проектов и мониторинг III этап Подведение итогов демонстрационных проектов Этапы реализации демонстрационных проектов
обеспечение соответствия системы управления МКД действующему законодательству рост количества ТСЖ улучшение работы управляющих организаций повышение привлекательности профессионального управления в ТСЖ усовершенствование договоров в сфере предоставления КУ разработка муниципальной программы капитального ремонта создание стимулов для собственников жилья проводить капитальный ремонт МКД повышение квалификации специалистов ОМС, осуществляющих взаимодействие с населением, некоммерческими организациями, УО и ресурсоснабжающими организациями; повышение квалификации сотрудников некоммерческих организаций и укрепление их институциональных позиций Ожидаемые результаты демонстрационных проектов