Актуальное членение предложения
Понятие об актуальном членении предложения Актуальное членение предложения – это деление его на две части – тему и рему. Тематическая часть предложения содержит то, что является предметом высказывания, рематическая то, что о нем сообщается.
Тема и рема Актуальное членение - это членение предложения на то, что в нем при данном коммуникативном задании является исходным пунктом высказывания, считается известным – тему (основу) и на то новое, что о теме сообщается, - рему (ядро). Рема является коммуникативным центром предложения и выделяется логическим ударением.
Тема это то, что служит отправной точкой, своего рода «трамплином» для развертывания актуальной информации и что обычно (но не всегда) в какой-то мере известно адресату сообщения или самоочевидно для него. Рема это то, что сообщается о теме, что составляет «ядро» и основное содержание высказывания
John (T) gave a book to Mary (R) Mary (T) was given a book by John (R) A book (T) was given to Mary by John (R) Эти предложения отражают одну и ту же ситуацию, но в каждом из них темой, т. е. предметом сообщения, оказывается разный участник ситуации
Порядок расположения слов в предложении Слова и группы слов в предложении располагаются в соответствии с его актуальным членением. При обычной последовательности единиц тема предшествует реме, т.е. порядок расположения слов соответствует последовательности от «данного» к «новому».
Сложность анализа тема-рематической организации предложения связана с его контекстной зависимостью, с возможностью локализации факторов, определяющих тема-рематическое членение, за пределами языка. Одно и то же предложение, даже простейшего двучленного состава, может по-разному интерпретироваться в тема- рематическом плане.
Если преподаватель видит, что группа на занятии в неполном составе и в ответ на его слова I see someone is absent today. (Who is absent?) получает ответ Petrov is absent, то тему этого высказывания составит is absent, а рему Petrov, ибо по существу сообщаемое это The one who is absent today is Petrov. В иной ситуации, в ином диалогическом тексте распределение может быть иным. Так, если предложение Petrov is absent поступает из аудитории в качестве речевой реакции на высказывание преподавателя Today I'm going to ask Petrov, то в нем тематично подлежащее Petrov и рематично сказуемое is absent. Таким образом, две реализации единого предложения предстают как: Petrov (R) is absent (T) и Petrov (T) is absent (R). Example:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ