Повлияла ли история России на творчество В.И.Сурикова Определить: является ли историческое направление главным в творчестве В.И.Сурикова
Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск , Москва ) - художник. Происходил из старинного казачьего рода. В учился в Красноярском уездном училище, где получил первые художественные познания от учителя рисования Гребнева.
Узнав о выдающихся способностях Суриков, золотопромышленник П. И. Кузнецов в 1870 отправил его учиться в Петербург, академию художеств, где в этом же году Суриков написал свою первую самостоятельную картину " Вид памятника Петру I на Сенатской площади ".
В Москве окончательно оформились мировоззрение Суриков и его художественные интересы, прежде всего как исторического живописца. В 1881 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Картины Сурикова покупал для своей галереи П. М. Третьяков. Широкую известность получили его холсты " Утро стрелецкой казни " (1881), " Меньшиков в Березове " (1883), " Боярыня Морозова " (1887), " Покорение Сибири Ермаком " (1895; за эту работу Суриков был избран академиком живописи ), " Переход Суворова через Альпы " (1899), " Степан Разин " (1906) и др. Художник М. В. Нестеров писал : " Суриков поведал страшные были минувшего, представил человечеству в своих образах героическую душу своего народа ". П. М. Третьяков
"Взятие снежного городка""Взятие снежного городка" 1891 Русский музей "Утро стрелецкой казни""Утро стрелецкой казни" 1881 Третьяковская галерея
"Боярыня Морозова""Боярыня Морозова" 1887 Третьяковская галерея "Меньшиков в Березове" 1883
"Переход Суворова через Альпы" 1899 «Степан Разин» Частично переписана в 1910 г. Масло "Покорение Сибири Ермаком" 1895
Первое его значительное полотно Утро стрелецкой казни (1881) сразу привлекло внимание художественной общественности и принесло известность. В своих картинах Суриков изображал переломные, критические моменты российской истории, реальных исторических деятелей и ( наряду с ними ) обобщенно - типизированные и в то же время наделенные яркими, индивидуальными характерами образы русских людей самых разных сословий.
Особую эмоциональную остроту придает полотнам Сурикова социальный или личностный конфликт, заложенный в тематическую основу произведений. Таковы картины Меньшиков в Березове (1883) изображение всесильного временщика Петра I в опале, и Боярыня Морозова (1887) монументальное полотно, изображающее столкновение старообрядчества с никонианством, героизм и фанатичность главного персонажа Морозовой.
Василий И ванович С уриков б ыл о дним и з в едущих х удожников р усского реалистического н аправления. С д етства С урикова о кружала « живая с тарина » р ассказы и з п рошлого, легенды и п редания, с охранившееся к азацкое о ружие и в оенная а муниция, старые и коны и к остюмы. З накомы е му б ыли и ж естокие н равы и о бычаи сибирской д ействительности, с охранившиеся о т ф еодальной Р уси. З рительные в печатления д ополнялись о бразами д алекого и сторического прошлого (« живая д ействительность п ереплеталась с т енями »), р ождались образы, в озникали з амыслы, к оторые и в оплотились п отом н а п олотнах. И скусство – о тражение ж изни в х удожественных о бразах. И скусство самым т есным о бразом с вязанно с и сторией. П оэтому, з накомясь с произведениями С урикова н ужно о братиться к и стории э того в ремени. С обытия п роисходили в э то в ремя в Р оссии, к оторые о ставили с вой отпечаток н а ж изни р усских л юдей и, с оответственно, н а и скусстве.