СРАВНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЙ «ЛУКОЙЛ» И «EXXONMOBIL» Подготовил: студент группы 2Д4Б Лаврикова Р.Г. г. Томск-2017
«Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента» Питер Друкер Менеджмент - особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение оптимальных результатов деятельности организации при помощи различных функций, принципов и методов социально-экономического механизма менеджмента. 2
Российский менеджмент Россия находится на первом, переходном, этапе развития рыночных отношений. С начала радикальных рыночных преобразований в России прошло чуть более 10 лет. Суть трудовой мотивации у большинства работников в России начала 90-х годов сводилась к желанию иметь относительно гарантированную заработную плату при невысокой интенсивности и низком качестве труда. Другой субъект рыночных отношений руководитель. Типичный представитель руководства это администрация государственных предприятий, сохраняющаяся, как правило, при акционировании и приватизации этих предприятий. 3
Проблемы менеджмента в России Понимание сущности менеджмента российскими руководителями; Неспособность принимать решения; Неумение менеджеров делегировать полномочия; Страх прибегнуть к услугам независимых консультантов и консультационных фирм. 4
Направления для решения проблем Воссоздание системы повышения квалификации на базе соответствующих отраслевых институтов и бизнес – школ; Подготовка российских менеджеров непосредственно за рубежом в ведущих школах менеджмента и центрах подготовки кадров; Перенятие опыта предприятий мировых лидеров, самостоятельно формирующих кадры менеджеров. 5
Американский менеджмент Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках: наличие рынка; индустриальный способ организации производства; корпорация как основная форма предпринимательства. Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв. Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды. 6
В настоящее время пользуются популярностью четыре основные формы привлечения рабочих к управлению компанией: 1. Участие рабочих в контроле за уровнем труда и выпускаемой продукции на уровне цеха. 2. Создание рабочих советов, где участвуют рабочие на равнее с управляющими. 3. Создание и совершенствование системы участия в прибыли. 4. Предоставление возможности делегирования представителей рабочих для участия в советах директоров корпораций. 7
Сравнительный анализ ЛУКОЙЛ Политика управления персоналом Основная цель политики управления персоналом – получить максимальную отдачу инноваций в персонал через построение системы, которая: Мотивирует каждого работника к достижению целей, обусловленных бизнес - стратегией Компании; Способна объективно оценить степень достижения результатов; Справедливо вознаграждает и поощряет за их достижение. ExxonMobil Политика управления персоналом Разработаны определенные стандарты, обеспечивающие ответственный подход к трудоустройству во всех подразделениях во всех регионах мира. В дополнение к этим стандартам подготовлены специальные руководства и рекомендации, обеспечивающие принятие ответственных и этически безупречных решений в отношении всех аспектов работы с персоналом. 8
Сравнительный анализ ЛУКОЙЛ Мотивация сотрудников. повышение результативности работы на всех уровнях; привлечение на работу в Компанию « лучших из лучших» и обеспечение эффективного использования их возможностей и потенциала; обучение и развитие, планирование кадрового потенциала; создание эффективной системы общего вознаграждения; построение эффективной и динамичной организации, ее непрерывное развитие. ExxonMobil Мотивация сотрудников. Политика компании предусматривает предоставление, при соблюдении всех применимых законов и нормативных актов, равных возможностей трудоустройства всем лицам, имеющим соответствующую квалификацию для выполнения тех или иных должностных обязанностей. Корпорация не допускает дискриминации ни в одном из аспектов своей кадровой политики, программ и методов. 9
Сравнительный анализ ЛУКОЙЛ Этические нормы Основополагающими корпоративными ценностями компании являются: Эффективность Компания осознает свой долг и свою ответственность перед акционерами и партнерами. Главной ценностью ОАО «ЛУКОЙЛ» являются его работники. Все, что делает Компания, делается людьми и для людей. Главной целью ОАО «ЛУКОЙЛ» как коммерческой организации является получение прибыли. менеджмент ExxonMobil Этические нормы Для корпорации важен не только факт достижения результатов, но и способы их достижения; Корпорация требует от сотрудников на всех уровнях организационной структуры соблюдения принятых в корпорации морально-этических норм и не потерпит, чтобы сотрудники добивались положительных результатов за счет нарушения законов или проявления беспринципности; Политика корпорации требует предоставления полной, обоснованной, точной, своевременной и понятной информации в отчетах и документах. 10
Сравнительный анализ ЛУКОЙЛ Политика конфликтов Избегать любых действий, которые могут повлиять на Вашу способность принимать объективные деловые решения в интересах Компании: например, не следует получать подарки (кроме подарков незначительной ценности), услуги и другие выгоды от лиц, имеющих деловые отношения с Компанией или стремящихся к таким отношениям. ExxonMobil Политика конфликтов Конфликт интересов может возникнуть в том случае, если директор, должностное лицо и сотрудник предпринимает действия или имеет личные интересы, которые могут войти в противоречие с его или ее задачами и эффективным выполнением работы для нужд корпорации. 11