Газ турбовозы, турбо поезда, дизель- поезда, автомотрисы, дрезины, мотовозы
Газ турбовоз локомотив с газотурбинным двигателем внутреннего сгорания (ГТД). На газ турбовозах практически всегда используется электрическая передача: газотурбинный двигатель соединён с генератором, а вырабатываемый таким образом ток подаётся на электродвигатели, которые и приводят локомотив в движение.
По сравнению с поршневыми газотурбинные двигателями имеют ряд преимуществ: газовая турбина может работать на низкосортном жидком топливе (мазуте); в одном силовом агрегате концентрируется большая мощность при небольших габаритных размерах; число деталей в турбине значительно меньше, чем в поршневом двигателе, следовательно, сокращаются ремонтные расходы и стоимость; отсутствие поверхностей трения, иной принцип охлаждения деталей позволяют уменьшить расход смазки по сравнению с поршневым двигателем. Газовая турбина представляет собой тепловой лопаточный двигатель, который состоит из двух основных элементов: соплового аппарата с направляющими лопатками и вращающегося рабочего колеса (ротора) с рабочими лопатками. В газ турбовозах применяют силовые газотурбинные локомотивные установки двух видов: простейшую газотурбинную установку и свободнопоршневой генератор газа (СППГ). Однако, как показала опытная эксплуатация, газ турбовоз с простейшей газотурбинной установкой обладает низким КПД 1012%. Созданные опытные газотурбинные установки с СППГ имеют более высокий КПД, но по своим размерам и массе уступают дизелям.
Размещение оборудования на газ турбовозе Г1-01 (общий вид и план): 1 отсек с кабиной машиниста и высоковольтной камерой, 2 отсек для газотурбинного двигателя, редуктора и тяговых генераторов постоянного тока, 3 отсек для вспомогательного оборудования
Турбо поезд- железнодорожный состав с газотурбинными двигателями, который способен развивать высокую скорость.
Внимание к внедрению турбо поездов для скоростного сообщения объясняется тем, что при возрастании скорости движения особое значение приобретает снижение массы как самого подвижного состава, так и его силового оборудования, в качестве которого используют турбореактивные двигатели.
1. Газотурбинный двигатель 5. Тяговые асинхронные электродвигатель 2. Редуктор 6. Осевые редукторы 3. Генератор переменного тока 7. Топливный бак 4. Тормозные сопротивления 8. Пульт управления
Дизель-поезд (в просторечии «дизель») разновидность мотор- вагонного подвижного состава, получающего энергию от дизельных двигателей.
Их применяют для обслуживания пригородного пассажирского движения на не электрифицированных участках железных дорог; состоят они из вагонов (три, четыре, шесть), часть которых (обычно крайние) имеют силовые установки это моторные (М) вагоны, остальные вагоны прицепные (П). Дизель-поезд серии ДР1 имеет цельно несущие с легкими металлическими каркасами кузова моторных и прицепных вагонов. Снаружи кузова обшиты металлическими гофрированными листами толщиной 1,42,5 мм. В пассажирском отделении применены люминесцентное освещение, принудительная вентиляция. Отопление вагона в холодное время года осуществляется за счет теплоты воды, охлаждающей дизель.
Автомотриса рельсовый автобус моторный самоходный железнодорожный вагон, используемый обычно самостоятельно (без прицепляемых вагонов) для перевозки пассажиров и железнодорожного персонала, обслуживания железнодорожных путей и прочих нужд, оборудованный двигателем внутреннего сгорания (в настоящее время практически всегда дизельным, ранее также встречались автомотрисы с бензиновыми, керосиновыми, нефтяными или газогенераторными двигателями)
Их применяют для перевозки пассажиров на линиях с небольшими пассажиропотоками и для служебных целей. Широко распространена двухосная служебная автомотриса АС-1А с карбюраторным бензиновым двигателем внутреннего сгорания ГАЗ-51. Его коленчатый вал через коробку передач, карданный вал и осевой редуктор связан с движущей колесной парой. На сети дорог РФ используются автомотрисы АЧ-2, приобретенные в Чехословакии, мощностью 736 к Вт, скоростью 120 км/ч и числом мест 70.
Дрезина специальная тележка (изделие), передвигаемая механически по рельсам и служащая для поездок работников железнодорожного транспорта с целью осмотра железнодорожного пути и по другим служебным надобностям.
. Автодрезины. Грузовые автодрезины нашли большое применение в путевом хозяйстве железных дорог. Они выполнены на платформах с бортами, на которые можно укладывать элементы верхнего строения пути (рельсы, шпалы, стрелочные переводы, рельсовые скрепления) и другие материалы, необходимые для доставки к месту производства работ. Грузовые автодрезины оборудованы грузоподъемными устройствами (кранами). Получили широкое распространение автодрезины АГМ, АГМу, ДГКу-5 и др. Наряду с грузовыми автодрезинами, особенно на электрифицированных участках железных дорог, для текущего содержания и аварийно-восстановительных работ на контактной сети используют монтажно-восстановительные автодрезины ДМ. Мотодрезины. Они представляют собой самодвижущиеся повозки с двигателем мотоциклетного типа, механической передачей и стальными штампованными колесами. Мотодрезина ИД-1 (инспекторская дрезина) предназначена только для перевозки пассажиров, мотодрезина ТД-5 (транспортная дрезина) для перевозки пассажиров, а также грузов на специальных прицепах.
Мотовоз локомотив с двигателем внутреннего сгорания небольшой мощности (до 220 к Вт) для маневровых и вспомогательных работ на магистральных, подъездных и других железнодорожных путях.
Их используют для маневровой работы на подъездных путях промышленных предприятий, подвоза материалов при ремонте пути на перегонах и для других работ в линейных хозяйствах железнодорожного и промышленного транспорта. Широко применяют мотовозы МЭС, ТГК-1, ТГК-2 и др. На мотовозах первых выпусков в качестве силовой установки применяли бензиновые двигатели автомобильного типа, а в последнее время дизели мощностью до 220 к Вт. На мотовозах используется, как правило, механическая или гидромеханическая передача. При механической передаче применяют коробки перемены передач, как правило, с четырьмя-пятью ступенями. Связь между двигателем и ведущими осями осуществляется с помощью либо карданного вала, либо цепной передачи. Применение гидромеханической передачи с автоматическим переключением ступеней скорости, наличие двух режимов работы (маневрового и поездного) обеспечивают высокую эффективность мотовоза. Мотовоз-электростанция (МЭС). Он представляет собой тепловоз с электрической передачей, оборудованный электростанцией переменного трехфазного тока промышленной частоты мощностью 200 к Вт. Дизель 1Д12 мощностью 220 к Вт приводит в действие генератор постоянного тока МПТ 49/25, который питает тяговые электродвигатели. От МЭС получают электрическую энергию электроприводы путевых машин.
Схема мотовоза МЭС: 1 рама; 2 дизель; 3 генератор постоянного тока; 4 муфта; 5 генератор переменного тока; 6 тяговый электродвигатель; 7 компрессор; 8 инжекционная установка