Портрет П.А. Демидова Дмитрий Григорьевич Левицкий «...и если отталкивать всякий случай как ошибку, когда же будет - не ошибка?»
Дмитрий Левитский выполнил произведение в жанре парадного портрета. Изображение П. А. Демидова наиболее «картинное» из всех произведений Левицкого. В портретах XVIII века все компоненты: одежда, аксессуары, обстановка, фон несли определенную смысловую нагрузку, помогая прежде всего определить социальное положение модели. В портрете Демидова они имеют несколько другое значение. В картине нет ни одной случайной подробности, однако каждая деталь от гербария и лейки на столе до фасада здания свидетельствует не о преуспевании изображенного, а о его вкусах, увлечениях, характере. Весь строй портрета явно пародирует традиционные парадные изображения путем неожиданных, почти гротескных сопоставлений. Вместо официального мундира с наградами и регалиями на Демидове надеты домашний жилет, панталоны, чулки, широко распахнутый халат, колпак, а вокруг шеи небрежно обернут шарф. Контрастом к этому сугубо нестандартному одеянию служит поза портретируемого одновременно, как и положено, величественная и вместе с тем непринужденная: левая рука опирается на садовую лейку, а велеречивый жест правой указывает не на Воспитательный дом, которому он пожертвовал крупную сумму, а на горшки с цветами. Так же нарочито контрастно противопоставление предметов обихода с торжественным архитектурным фоном и занавесом, драпирующим колонны. На столе луковицы и гербарий предметы страсти любителя ботаники. Все это безусловно противоречит канону парадности, установившемуся в русской живописи XVIII столетия. Некрасивое, умное, обладающее ярко индивидуальным выражением, лицо Демидова и вся фигура его написаны без всякой ложной многозначительности и снисходительности к возрасту. Возможно, что замысел портрета принадлежал самому Демидову. Левицкий ни до, ни после этого произведения никогда не выходил за установленные рамки парадного изображения. Портрет П. А. Демидова служит ярким примером новых изобразительных возможностей, расширяющих рамки портретного жанра.