C ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ : «КАБИНЕТ ЗДОРОВОГО РЕБЁНКА» Подготовила Студентка 3-го курса 32-с группы Цуркан Диана
Кабинет здорового ребёнка. Кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка - КЗР) является методическим центром по вопросам развития, воспитания и охраны здоровья детей. Он организуется в составе поликлиники (отделения) в соответствии с Положением о кабинете профилактической работы с детьми приказа Минздрава СССР от 19 января 1983 года N 60. Кабинет здорового ребёнка может являться составной частью функционального подразделения по профилактической работе с неорганизованными детьми раннего и дошкольного возраста.
Участковые педиатры ведут здесь по графику приемы здоровых детей первого года жизни, определяют степень их физического и нервно-психического развития, беседуют с матерями о методах ухода за детьми и их воспитания, о рациональном питании исходя из индивидуальных особенностей ребенка. При этом они используют имеющиеся в кабинете наглядные пособия. Медицинская сестра часто приглашает 3 – 4 ребенка близкого возраста. Во время осмотра врачом одного ребенка медицинская сестра обучает мать другого методам массажа, гимнастики. На базе кабинета проходят занятия школы будущих матерей, отцов, проводятся беседы со школьницами старших классов о будущем материнстве.
Основными задачами кабинета здорового ребенка являются: - пропаганда здорового образа жизни в семье; - обучение родителей основным правилам воспитания детей раннего возраста (режим, питание, физическое воспитание - закаливание, массаж, гимнастика; гигиенический уход и т. д.); - санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка, а также подготовке к поступлению в дошкольные учреждения; - контроль за нервно - психическим развитием детей.
Функциональные обязанности медицинской сестры КЗР: 1)прием детей 1-го года жизни не менее 5 раз в год; 2-го года жизни не менее 4 раз в год; 3-го года - не менее 1 раз в полугодие и по показаниям чаще; 3-6 лет - 1 раз в год; 2) в соответствии с назначениями врача: - консультация матери по вопросам воспитания и охраны здоровья ребенка (организация режима дня, питания, физического воспитания, привитие гигиенических навыков, профилактика пограничных состояний); - обучение матери методике проведения массажа и гимнастики в соответствии с возрастом, проведение массажа детям группы риска ; -проведение контрольных кормлений, - расчетов питания; -выполнение назначений врача по профилактике рахита у детей, выдача витамина "Д" на дом или в кабинете, постановка пробы Сулковича; -- проведение диагностики нервно - психического развития, выявление особенностей поведения детей 2 и 3-го года жизни ;
3) обучение родителей методике и особенностям искусственного вскармливания ; 4) обучение методике устранения и профилактике возникновения вредных привычек и гигиене полости рта; 5) обеспечение родителей методическими материалами - памятки, брошюры; 6) консультация участковых медицинских сестер по вопросам воспитания и развития детей; обучение их методикам диагностики нервно - психического развития, организации физического воспитания, технике проведения комплексов массажа и гимнастики, закаливающих процедур; 7) оказание помощи участковым врачам - педиатрам в проведении занятий для беременных, школ молодых матерей, отцов, организуемых в КЗР, непосредственное участие в этих занятиях; 8) участие в подготовке детей к поступлению в дошкольные учреждения в соответствии с назначениями участкового педиатра и врачей - специалистов;
9) осуществление постоянной связи с участковой педиатрической службой: информирование участковых врачей - педиатров и медицинских сестер о выявленных нарушениях в развитии ребенка и ошибках, допускаемых родителями в уходе за детьми; 10) ведение в истории развития ребенка вкладыша - карты посещений кабинета по воспитанию здорового ребенка ; 11) оформление в холле и в кабинете здорового ребенка стендов, выставок по организации условий жизни, развития и воспитания детей; 12) осуществление связи с отделением медицинской профилактики, краевым центром медицинской профилактики с целью изучения и распространения новых материалов по вопросам развития и воспитания здорового ребенка, противоалкогольной пропаганды, здорового образа жизни семьи.
Владение техникой выполнения гигиенических, профилактических и лечебных манипуляций: - сцеживание грудного молока и массаж грудных желез; - контрольное кормление; - правильное пеленание ребенка; - гигиенический туалет ребенка раннего возраста; - купание ребенка: гигиенические и лечебные ванны (соленые, солено - хвойные, с дубовой корой и пр.); - обработка и уход за кожей ребенка, туалет пупочной области;
- проведение антропометрии, измерение температуры тела; - определение частоты пульса и дыхания; - постановка газоотводной трубки, очистительной клизмы; - закаливающие процедуры (обливание стоп, обтирание, общее обливание, воздушные и солнечные ванны); - диагностика нервно - психического развития и поведения детей первых трех лет жизни; - массаж и гимнастика детей раннего возраста (комплексы гимнастики для детей каждой возрастной группы); - приготовление соков, смесей, блюд прикорма, возрастные примерные меню.
МЕДИЦИНСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ КЗР 1. Учетная форма N 112/у, вкладыш - карта посещений кабинета по воспитанию здорового ребенка. 2. Учетная форма N 039/у. 3. Учетная форма N 038/у. Повышение квалификации медицинской сестры КЗР проводится в установленном порядке на специальных курсах или на базах передового опыта по этому разделу работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОРУДОВАНИЮ КЗР И ХОЛЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СО ЗДОРОВЫМИ ДЕТЬМИ В кабинете предусмотрено следующее оформление и наличие методических материалов по воспитанию детей раннего возраста : 1. Стол пеленальный. 2. Весы медицинские, ростомер. 3. Стол для проведения массажа. 4. Детский стол и стул для оформления игрового уголка. 5. Аптечка предметов ухода за ребенком и грудью матери. 6. Стенд "Гигиеническая ванна".
7. Кукла с набором одежды для новорожденного. 8. Стенд по организации сна и бодрствования ребенка первых трех месяцев жизни. 9. Стенд по режимам для детей первых трех лет жизни. 10. Шкаф по организации вскармливания и питания детей первого года жизни. 11. Стенд по организации питания детей 2-3 года жизни. 12. Стенд по массажу и гимнастике. 13. Стенд по закаливанию. 14. Два стенда с выставкой одежды детей 1, 2, 3 годов жизни. 15. Стенд - показатели нервно - психического развития 2- 3 года жизни. 16. Шкаф с выставкой игрушек для детей 1, 2, 3 годов жизни. 17. Игрушки для диагностики нервно -психического развития детей первых трех лет жизни. 18. Стенд по гигиене полости рта. 19. Стенд по устранению вредных привычек.
В оформлении холла при отделении должны быть стенды по вопросам правильного воспитания ребенка. Шесть стендов в соответствии с возрастом: с 1 до 3 месяцев, с 3 до 6 месяцев, с 6 до 9 месяцев, с 9 до 12 месяцев, от 1 года до 2 лет; от 2-х до 3-х лет. В каждом из этих стендов следует отразить вопросы режима дня, питания, физического воспитания, организации бодрствования, подбора игрушек, а также показатели нервно – психического развития; стенд по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение; стенд о значении проведения профилактических прививок.
Спасибо за внимание !