ХАРАКТЕРИСТИКА КРИЗИСОВ РАЗВИТИЯ
КРИЗИС – ПЕРЕЛОМНЫЙ ЭТАП ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. КРИЗИС СЛУЧАЕТСЯ НА СТЫКЕ ДВУХ ВОЗРАСТОВ. У ДЕТЕЙ ПОЯВЛЯЮТСЯ НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, КОТОРЫЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ В КОНЦЕ КАЖДОГО ЭТАПА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВМЕСТЕ С ЦЕНТРАЛЬНЫМ НОВООБРАЗОВАНИЕМ ВОЗРАСТА.
Особенности кризиса (по Выготскому): А) временные границы кризиса неотчетливы. В середине кризиса есть резкое обострение – кульминационная точка. Б) во время кризисов – трудновоспитуемость (не желание учиться, конфликты с окружающими, острые переживания. Но у некоторых детей этого не наблюдается.) В) негативный характер развития – ребенок теряет интересы, направляющие всю его деятельность, прежние формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают.
Кризисы бывают: Кризис новорожденности Кризис 1 года Кризис 3-х лет – фаза упрямства, негативизм, капризности, отрицания (если ты скажешь «да», ребенок скажет «нет») Кризис 7-ми лет (открыт раньше всех) – неустойчивость воли, настроений, псих. равновесия. Стремление занять взрослое положение в обществе. Новообразование: самооценка. Кризис лет Кризис лет Кризис года Кризис 30 лет Кризис 40 лет Кризис 50 лет Кризис выхода на пенсию
Динамика изменений: 1)стабильные возраста (микро изменения накапливаются до известного предела, а затем обнаруживаются) 2) кризисы (бурно происходят резкие изменения ребенка; в отличии от стабильных возрастов носят переходный характер) Сущностью всякого кризиса является перестройка внутренних переживаний, перестройка, которая отношения ребенка к среде, именно в изменении потребностей и побуждений, движущих поведение ребенка. Особенности: 1. Кризис имеет совершенно разное течение в зависимости от среды. 2. Кризис представляет собой цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних.