Международный терроризм и угроза национальной безопасности России
Всего за полтора последних десятилетия террористическая угроза приобрела качественно новое содержание, которое позволило многим аналитикам и исследователям проблемы заявить о появлении «терроризма новой волны». Его смена мотиваций, расширение диапазона методов, приемов и применяемых средств позволяют прийти к печальному выводу. Терроризм, выведя уникальную восходящую траекторию, за короткое время из маргинальной практики превратился в политическую стратегию, став глобальной транснациональной угрозой.
Террористический акт в Беслане захват заложников в школе 1 совершённый террористами 1 сентября 2004 года. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании более 1100 заложников в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в минимальных потребностях. На третий день в школе произошли взрывы и пожар. После взрывов заложники начали выбегать из школы, и федеральными силами был предпринят штурм. Во время перестрелки, было убито 27 террористов Единственный пойманный живым был приговорён к пожизненному заключению. Хотя большинство заложников были освобождены в ходе штурма, в результате теракта 334 человека, были убиты и свыше 800 ранены. Значимость терроризма как фактора стратегических угроз национальной безопасности Российской Федерации существенно возросла, а трагедия в Беслане коренным образом изменила восприятие российским обществом характера и степени этой угрозы. По данным Национального антитеррористического комитета с 2005 по 2007 гг. на территории Российской Федерации было совершено 411 террористических актов.
Терроризм угрожает национальной безопасности России в сфере внутриполитических интересов, нарушая стабильность конституционного строя, институтов государственной власти, обеспечение гражданского мира и национального согласия, несет угрозу территориальной целостности, единству правового пространства, правопорядку и завершению процесса становления демократического общества.
Теракты громогласно возвещают о том, что власть не способна гарантировать жизнь, здоровье, спокойствие граждан и, следовательно, ответственна за это. В той точке времени и пространства, где произошел теракт, власть утратила монополию на насилие, были вызывающе нарушены законы и установления власти. В зоне теракта реализовалась альтернативная власть. В возникновении такой ситуации раскрывается суть механизма политического шантажа, который используют террористы.
Таким образом, национальная безопасность представляет собой диалектическое единство безопасности личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности, в котором содержится важный для практической политики момент: ослабление безопасности одного из объектов, одного из уровней, одной из сфер безопасности незамедлительно отражается на безопасности всей нации.