Подготовил: Райимкулов С., БМТМ-16-2 МОНЕТАРНОЕ ПРАВИЛО МИЛТОНА ФРИДМАНА (Milton Friedman, )
Биография М. Фридмана Милтон Фридман родился 31 июля 1912 года в нью-йоркском районе Бруклин в семье недавних еврейских эмигрантов из Берегово (Австро- Венгерская империя, ныне Украина). Закончил Рутгерский (1932) и Чикагский (1934) университеты. В 1932 году стал бакалавром по экономике и математике. В 1933 году он получил степень магистра и стажировался в аспирантуре Колумбийского университета.
Лауреат Нобелевской премии По экономике 1976 г., основатель современного монетаризма (чикагской школы) Милтон Фридман был удостоен Нобелевской премии по экономике 1976 года «за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за практический показ сложности политики экономической стабилизации».
Наиболее известны его работы: «Количественная теория денег» (1956) «Капитализм и свобода» (1962) «Монетарная история США» (1963) «Инфляция и денежные системы» (1969)
Макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Возник в 1950-е годы, как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения Монетаризм 5
В 1950 году М. Фридман возглавил проект в рамках Национального бюро экономических исследований по изучению денежного фактора в деловом цикле. В результате интенсивных эмпирических исследований в 1956 году выходит его знаменитая статья «Количественная теория денег: новая версия» В 1963 году им в соавторстве с А. Шварц была выпущена фундаментальная работа «Монетарная история Соединенных штатов, », которая оказала огромное влияние на дискуссию 1960-х гг. об экономической политике. Становление монетаризма
где m – темп дополнительного ежегодного предложения (эмиссии) денег; p – среднегодовой темп ожидаемой инфляции; y – среднегодовой темп прироста ВНП или национального дохода. После долгих размышлений и расчетов М. Фридмен пришел к выводу, что в нормально работающей экономике p должно равняться 1 %, y – 3 %. Иными словами, для поддержания макроэкономической стабильности годовые темпы эмиссии денег не должны превышать 3–5 %, независимо от фазы цикла. m = p + y, (монетарное) правило: М. Фридмен выдвинул так называемое денежное (монетарное) правило:
Гипотеза постоянного дохода 8
Регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем над денежным обращением; Рыночная экономика – саморегулирующая система. Диспропорции и другие отрицательные проявления связаны с присутствием государства в экономике; Денежная масса влияет на величину расходов потребителей. Увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей – к росту цен и инфляции; Инфляция должна быть подавлена любыми средствами; При выборе темпа роста денег необходимо руководствоваться правилами «механического» прироста денежной массы, которое отражало бы два фактора: уровень ожидаемой инфляции и темп прироста общественного продукта Число государственных регуляторов снижается до минимума В качестве главного регулятора служат «денежные импульсы» - регулярная денежная эмиссия Основные положения концепции Фридмана 9
Инфляция Инфляция представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен. устойчивую тенденцию это достаточно долговременная тенденция, а не просто краткосрочный скачок цен; общего уровня цен цены на разные товары могут вести себя по-разному: расти, падать или не меняться, но должно быть увеличение общего индекса цен (дефлятора ВВП или ИПЦ). уровень инфляции ( ) Главным показателем инфляции является уровень инфляции ( ), т.е. темп, с которым растут цены. Противоположное инфляции явление – устойчивая тенденция дефляцией снижения общего уровня цен – называется дефляцией. 10
Критика экономических идей Фридмана Взгляды Фридмана (как и вообще Чикагской школы экономики) подвергаются резкой критике марксистами (в том числе западными), левыми, антиглобалистами, особенно Наоми Кляйн, которая считает его виновным в негативных явлениях в экономике Чили во время диктатуры Пиночета и в России во время президентства Ельцина. По их мнению, полностью свободный рынок приводит к обнищанию огромного большинства людей, невиданному обогащению крупных корпораций; вывод из-под контроля государства системы образования приводит к превращению школы в бизнес, при котором полноценное образование становится недоступным для многих граждан, сходная ситуация наблюдается и в медицине.