Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ Подготовил: педагог-психолог МДОУ – детский сад 14 Рыжова А.В. г.о.Жуковский
Конфликт (от лат. conflictus столкновение) столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Участниками конфликта могут быть: Администрация (заведующая, зам. зав по АХЧ, старший воспитатель) Педагоги (воспитатели, специалисты) Родители
Наиболее часто встречающиеся конфликты в дошкольном учреждении и причины их возникновения: Воспитатель Воспитатель - личная антипатия, - несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, - ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности. Старший воспитатель Воспитатель - недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах ; - игнорирование воспитателем предложений старшего воспитателя, новых разработок ; - отсутствие конструктивной модели взаимодействия старший воспитатель воспитатель.
Заведующий старший воспитатель Заведующий старший воспитатель Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга. Администрация воспитатель Администрация воспитатель З авышенные требования и неадекватная оценка труда, несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.
Воспитатель Родитель Воспитатель Родитель Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку. Родитель Администрация Родитель Администрация Недостаточная осведомленность родителя о деятельности ДОУ, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье.
Изучение педагогического коллектива Диагностические методики: - Методика определения индекса групповой сплоченности коллектива (Сишора). - Изучение психологического климата коллектива (карта-схема Лутошкина). - Тест Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации (К. Томаса). - Опросник Взаимоотношения в педагогическом коллективе. - Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. - Диагностика срабатываемости и совместимости. - Методика определения стиля руководства трудовым коллективом. - Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты.
Развитие сплоченности коллектива: - совместные мероприятия, - мобилизация сил членов коллектива на решение проблемы, - делегирование полномочий, - тренинг
Работа с личностными проблемами: Работа с личностными проблемами: -направление к специалисту; -тренинговые занятия (развитие навыков ауторелаксации, коммуникативных навыков и т. д.); -подключение администрации с разрешения педагога.
Рекомендации руководителю по снижению конфликтности с подчиненными Объективно оценивать труд своих подчиненных Проявлять заботу, по отношению к ним Не злоупотреблять официальной властью Эффективно использовать метод убеждения Совершенствовать стиль своей организации работы с подчиненными Информировать всех педагогов при распределении премий, надбавок к заработной плате (социальная справедливость и гласность) Предупреждать и устранять межличностные конфликты.
Тактика поведения педагогов в ситуации служебного конфликта В случае служебного конфликта можно пользоваться следующими приемами его разрешения 1. Уясните ситуацию, ответив себе на вопросы: - Насколько велика доля субъективных факторов в конфликте, в чем истоки ожесточений одной или обеих сторон? - Достижению каких целей другой стороны вы, быть может, препятствуете? - С каким личностным барьером установки, темперамент, характер, нервозность вы столкнулись? -Что важнее для дела возможные последствия конфликта или сама проблема, из-за которой произошло столкновение? 2. Первому сделать шаг к нормализации отношений. -Открыто взять на себя долю вины и предложить спокойно отыскать приемлемое для обеих сторон решение. 3. Прибегнуть к мнению третьего, 3. Прибегнуть к мнению третьего, незаинтересованного и авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.
Реагирование на конфликтное поведение: Реагирование на конфликтное поведение: - Главное внутреннее принципиальное отношение - Мудрость - Понимание другого - Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства - Ваша ответная агрессия неконструктивна - Миролюбие ваш союзник - Будьте готовы признать свою вину - Не будьте мстительны.
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Определить возможность переговоров. Согласовать процедуру переговоров. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Разработать варианты решений. Принять согласованное решение. Реализовать принятое решение на практике.
У пражнения, способствующие профилактике и разрешению конфликтов. Толкание. Два участника должны поднять руки над головами, взяться за руки, переплетая пальцы, и толкать друг друга таким образом, чтобы заставить противника прикоснуться к стене. Хлопнуть руками. Человек А протягивает руки ладонями вниз. Человек Б протягивает руки ладонями вверх и помещает их под руками человека А. Цель упражнения: Б старается хлопнуть по ладоням А, быстро передвигая руки в направлении ладоней А. Как только Б начинает двигаться, А старается отодвинуть руки, перед тем как Б может хлопнуть по ним. Человека просят свернуться в упругий мяч; кто-то из группы, кого он выберет, разворачивает его, он может сопротивляться, а может поддаться. Одни участники группы стараются помочь ему сохранить положение, другие развернуть его. Метод игрового моделирования проблемных ситуаций Ролевые и деловые игры Упражнения на групповую сплоченность Конфликтологический тренинг Арт-терапевтические упражнения. Упражнения должны проводиться весело, если кто-то не захочет участвовать, не стоит его принуждать, лучше предложить позже присоединиться к остальным.
Спасибо за внимание!