Тема 4. Научные школы менеджмента 1. Классическая школа менеджмента. 2. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. 3. Школа науки управления ( количественная школа ).
1. Классическая школа менеджмента
Классическое направление в менеджменте – это совокупность идей и взглядов на управление, которые возникли в конце 19 – начале 20 веков и составили основу для современного менеджмента.
Классическая школа менеджмента Школа научного управления Административная школа управления
Основоположник научного управления производством – Основоположник научного управления производством – Фредерик Тейлор ( )
Научные труды Ф. Тейлора : « Сдельная система » (1895); « Управление фабрикой » (1903); « Принципы научного управления » (1911); « Показания перед специальной комиссией Конгресса » (1912)
« Наука работы лопатой » - давала описание методов погрузки каждого материала в различных условиях и нормы выработки для физически сильного « первоклассного работника »
Эксперимент по погрузке чугуна Показатель ДоПосле Численность рабочих, чел Выработка, т в сутки 1659 Стоимость погрузки одной тонны, цент 7,23,3 Заработная плата, $ в день 1,151,88
Основные принципы концепции Ф. Тейлора : 1) замена эмпирических приемов научным исследованием элементов работы ; 2) разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, усилий, движений и т. п. Измерение рабочего времени с помощью « единиц времени »; 3) специализация функций, как в производстве, так и в управлении ; 4) подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места, где они могут принести наибольшую пользу ; 5) планирование и подготовка работы ; 6) разработка точных инструкций каждому работнику, в которых по каждой работе дается описание оптимальных методов их выполнения ; 7) оплата по результатам труда ; 8) отделение административной работы от производственной ; 9) сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы и методов организации труда.
Генри Лоуренс Гантт ( ) Занимался разработками в области методики премиальной оплаты, составил карты-схемы для производственного планирования, а также внес вклад в разработку теории лидерства
Супруги Фрэнк Гилбрет ( ) и Лилиан Гилбрет (1878 –1972) Занимался вопросами изучения физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство
Основные положения, выработанные школой научного менеджмента : 1) Менеджмент представляет собой самостоятельную область деятельности ; 2) Основополагающее значение имеет контроль и организация ; 3) Разрабатываются стандартные методы выполнения рабочих заданий ; 4) Производится отбор работников, обладающих способностями для выполнения конкретных заданий ; 5) Работники обучаются стандартным методам работы ; 6) Менеджмент обеспечивает поддержку выполнения рабочих заданий ( анализ, планирование, разработка эффективных методов, подготовка рабочих, устранение помех ); 7) Использование материальных стимулов повышения производительности труда рабочих.
Административная школа в управлении развивалась в период с 1920 по 1950 г. Представители этой школы занимались разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом
Основатель административной школы управления Основатель административной школы управления – Анри Файоль ( гг.)
6 видов деятельности : 1) техническая деятельность ; 2) коммерческая деятельность ; 3) финансовая деятельность ; 4) работа по обеспечению безопасности ; 5) учетная деятельность ; 6) Управленческая ( административная ) деятельность.
Функции общие специфические относятся к любой сфере деятельности, обязательны при управлении любым предприятием относятся непосредственно к управлению любым предприятием предвидение организация распорядительство координирование контроль
Принципы А. Файоля : 1. Разделение труда. 2. Полномочия и ответственность. 3. Дисциплина. 4. Единоначалие. 5. Единство направления. 6. Подчиненность личных ( индивидуальных ) интересов общим. 7. Вознаграждение персонала. 8. Централизация. 9. Скалярная цепь ( иерархия ). 10. Порядок. 11. Справедливость. 12. Стабильность рабочего места для персонала. 13. Инициатива. 14. Корпоративный дух.
Вклад административной школы в менеджмент : концентрация внимания на системе администрации и высших уровнях управленческой системы ; разработка комплекса функций, подлежащих выполнению каждым менеджером ; разработка комплекса принципов менеджмента, пригодных для всех типов организаций.
2. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук
Основатель школы человеческих отношений Основатель школы человеческих отношений – Джордж Элтон Мэйо ( )
Хоторнские эксперименты Хоторнские эксперименты ( гг.) Этап Основные выводы Первыйосвещение является самым незначительным из факторов, влияющих на рост производительности. Между освещением и производительностью нет прямой причинной связи. Значит, существуют другие, неконтролируемые факторы, определяющие ее увеличение Второйулучшения условий труда не являются основной причиной повышения выработки Третийнорма выработки рабочего определяется давлением группы, которая устанавливала позицию и статус каждого ее члена, а не его добросовестностью или физическими способностями Четвертыйсоциальное поведение людей являлось лишь функцией тех или иных групповых норм
Хоторнский эффект – это условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводят к искажённому, зачастую слишком благоприятному результату. Участники эксперимента действуют иначе, более усердно, чем обычно, только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту.
Абрахам Маслоу ( ) Определил мотивацию как «изучение предельных целей человека» и сформулировал три фундаментальных допущения теории потребностей: 1. Люди имеют потребности, которые никогда не могут быть удовлетворены. 2. Состояние частичной или неудовлетворенной потребности побуждает человека к действию. 3. Существует иерархия потребностей: потребности низшего уровня и потребности более высокого уровня.
Дуглас Мак - Грегор ( ) Сформулировал две совокупности предположений о сущности человека – теорию Х и теорию Y
Школа поведенческих наук ( с 1950 г. и по настоящее время ) основное внимание уделяла изучению межличностных отношений, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникаций в организации, изменения содержания работы и качества трудовой жизни
Концепции изучения потребностей : концепция ERG К. Альдерфера ; концепция приобретенных потребностей Д. Макклелланда ; концепция двух факторов Ф. Герцберга.
Концепция Клейтона Альдерфера Выделил три группы потребности : 1. Потребности существования 2. Потребности связи 3. Потребности роста
Концепция Дэвида Макклелланда Выделил три потребности : 1. Власть 2. Успех 3. Причастность
Концепция Фредерика Герцберга Сформулировал двухфакторную модель мотивации : 1. Гигиенические факторы 2. Мотивирующие факторы
3. Школа науки управления ( количественная школа )
Школа управленческой науки ( ): Школа управленческой науки ( с начала х гг. по настоящее время ): рассмотрение производства как « социальной системы » с использованием системного, процессного и ситуационного подходов ; исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.
Представители школы науки управления : Рассел Линкольн Акофф ( ) – известный учёный в областях исследования операций и теории систем. Карл Людвиг фон Берталанфи ( ) – первооснователь обобщённой системной концепции под названием « Общая теория систем ». Постановщик системных задач. Энтони Стаффорд Бир ( ) – британский кибернетик, был теоретиком и практиком в области исследования операций и так называемой « второй волны » кибернетики. Леонид Витальевич Канторович ( ) – советский математик и экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1975 года « за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов ». Пионер и один из создателей линейного программирования. Виктор Валентинович Новожилов ( ) – советский экономист. Разработал теорию оценки хозяйственной деятельности, обосновал подход к ценообразованию, исследовал эффективность инвестиций в новую технику, обогатил теорию экономической кибернетики.
Школа ПериодВклад Ограничения и недостатки Классическая школа 1895 – е годы Создание основы для дальнейшего развития менеджмента. Проведение научных исследований процессов выполнения различных работ и задач. Привлечение внимания к менеджменту как важной области научных исследований. Ориентация рекомендаций в основном на стабильные и простые организации. Предписывание универсальных процедур, которые в некоторых случаях неприемлемы. Рассмотрение работника скорее в качестве инструмента, а не важного ресурса Школа человеческих отношений и поведен. наук 1930 – 1940 годы Проведение исследований в области мотивации, групповых отношений и межличностных процессов в организации. Признание работников – ценным ресурсом организации. Невозможность точного предсказания поведения человека. Отсутствие применения многих концепций поведен. направления из - за сопротивления менеджеров. Школа науки управления с начала 1950 годов по наст. время Создание количественных методов для оптимизации управленческих решений. Расширение и углубление знаний о сложных организационных проблемах и ситуациях. Разработка полезных инструментов для планирования и контроля. Модели могут требовать нереалистичных и необоснованных допущений. Математические модели не могут полностью объяснить и прогнозировать управленческие ситуации.
Спасибо за внимание !