Проблемное обучение « Распознание проблемы, которая может быть решена, и достойна решения, есть … тоже своего рода открытие » М. Полани Кудряшова О. М. учитель истории МБОУ ООШ с. п. « Село Боктор »
Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.
Важнейший критерий интеллектуально - умственного развития – широкий и активный перенос приемов умственной деятельности, сформированных на одном объекте, на другой объект.
Виды проблемного обучения (М.Н. Скаткин, 1971 г) 1. Проблемное изложение знаний. 2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний. 3. Исследовательский метод обучения.
Цели проблемного обучения: Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений ; Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении ; Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы ; Развитие профессионального проблемного мышления.
Виды проблем: Научная проблема представляет « белые пятна », неисследованные участки известных знаний, трудности, с которыми сталкивались исследователи, комплексы противоречий, окружающих « знание о незнании » и т. д. Учебную проблему предлагается понимать как « диалектическое противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно »
Теоретическая проблема основывается на некоторых общих положениях, известных учащемуся и отправляется от них. Практическая проблема она ставит перед учащимся некоторое « интеллектуальное » препятствие, которое необходимо преодолеть для выполнения известного ему действия.
Уровни проблемности 1- й уровень – характеризуется тем, что учитель сам анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск решений 2- й уровень – отличается тем, что учитель вместе с учащимися анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, они самостоятельно формулируют задачу и решают ее. 3- й уровень –( самый высокий ) предполагает доведение до обучаемых проблемной ситуации, а ее анализ, выявление проблемы, формулировку задачи и выбор оптимального решения обучаемые осуществляют самостоятельно
Методы проблемного обучения: Проблемное изложение знаний ( учитель создает проблемные ситуации и ставит учащихся в позицию активного участника познавательного процесса ). Частично - поисковый ( учитель привлекает учащихся к поиску путей решения проблемы, совместному выводу, « открытию закона », правила и т. д.). Исследовательский ( учащиеся самостоятельно осуществляют полный цикл проблемной познавательной деятельности, самостоятельную постановку проблемы и ее решения, проверку решения и т. д.).
Основные приёмы проблемного обучения: Постановка проблемы ; Создание проблемной ситуации ; Разрешение проблемной ситуации ( поиск ); Анализ полученного решения ; Приемами учения – выполнение логических операций, воспроизведение знаний и способов деятельности, рассказ, осмысление учебного материала, составление плана, восприятие информации.
Типы уроков проблемного обучения: Проблемного изложения Эвристическая беседа Частично - поисковый Урок - исследование Формы проблемного урока: Урок сообщения новых знаний. Изложение учебного материала с постановкой проблемных вопросов. Урок решения познавательной задачи. Урок решения проблем. Урок - зачет « Мозговая атака ».
Оценка качества проблемного урока (И.Я. Лернер) 1- й уровень. Умение самостоятельно и доказательно делать один или несколько непосредственных выводов из одного какого - либо данного в условии задачи. 2- й уровень. Умение доказательно прийти к нескольким параллельным и изолированным друг от друга непосредственным выводам на основе нескольких различных данных условия задачи. 3- й уровень. Умение сделать доказательно один или несколько опосредованных выводов из одного или нескольких данных условия, но при этом все выводы изолированы друг от друга. 4- й уровень. Умение делать опосредованные выводы на основе выявления связи между различными данными условия.
Уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся. 1- й уровень. Усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания. 2- й уровень. Применение в аналогичной и сходной ситуации. 3- й уровень. Применение в новой ситуации, творческое.
Обучать ребенка – это значит, не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но помогать ему преобразовывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир. П.П. Блонский