Идеи экзистенциальной психологии в художественной литературе Стручков Айаал
Определение экзистенциальной психологии не поддается настолько точной формулировке, однако мы можем охарактеризовать ее, как такую, чье внимание фокусируется на базисных (онтологических) данностях существования, т.н. конечных экзистенциальных данностях: смерти, одиночестве, бессмысленности, свободе. Исходя из этого, экзистенциализм говорит и о времени, выборе, смысле, ответственности и т.д. – иначе говоря, обращается к тому, что в равной степени знакомо всем людям, опять-таки, интуитивно.
Вероятно, ни для кого не составит особой сложности признать, что литература является своеобразной квинтэссенцией человеческой мысли и опыта, переживаний и чувств, и если жизнь человека состоит из этих данностей, мы можем судить о них и исходя из литературы. «Хорошая книга это подарок, завещанный автором человеческому роду», говорил Джозеф Аддисон. Экзистенциальные вопросы же, как одни из наиболее проблематичных модусов нашего существования, чаще других находят свое отображение в литературе. Это закономерно, ведь выражаясь словами Ирвина Ялома, адресованными коллегам-терапевтам: «преимущественное большинство опытных терапевтов опираются на многие… экзистенциальные идеи, независимо от их принадлежности к другим идеологическим школам» [2, с.9]. На основании вышеперечисленных фактов, мы можем утверждать, что специально подобранная литература в состоянии действительно иметь терапевтическое влияние на пациента. Рассмотрим же, какое именное:
Ответ на запрос клиента в терапии. Ряд запросов, такие как, например, «обессмысливание жизни» или «чувство собственной беспомощности», является обращением в первую очередь к самому к себе, и роль психолога состоит часто лишь в упорядочивании размышлений клиента. Нельзя привнести «чужой» смысл в «свою» жизнь человека, этот смысл должен быть исключительно самотрансцедентен. Литература же способна живым языком не только сформулировать ответ на вопрос, но и взглянуть на него с принципиально другой позиции – от третьего лица, при этом находясь в рамках системы «клиент- терапевт» и не отторгаясь от собственной личности. Переживание и переосмысление; воссоздание личностного конструкта. Некоторые события, особенно тревожные и атравматичные, нарочно быстро забываются или вытесняются из памяти. Для того, чтобы вспомнить их и пережить, т.е. решить внутренний конфликт связанный с ними, человеку часто необходимо месяцами посещать своего психолога. Однако, правильно подобранное произведение способно в безопасной манере «напомнить» конфликт и позволить переосмыслить его.
Термин «личностный конструкт» я позаимствовал у когнитивистика Дж.Келли, так как полагаю, он наиболее четко дает определение тому создаваемому субъектом классификационно-оценочному эталону, с помощью которого осуществляется пониманием объектов [3, с.191]. С точки зрения экзистенциальной психологии и философии, личностный конструкт основывается на понимании аутентичности и уникальности каждого человеческого бытия «Я». По Бинсвангеру: «Я есть «аутентичное я», или я существую аутентично, когда «я» решительно разрешает ситуацию в действии, другими словами, где настоящее и бывшее объединяются в аутентичном настоящем» [4, с.130]. На одной странице книги мы можем поместить и воображаемое-настоящее и воображаемое-прошлое/будущее, и этим конструктом «отыграть» какие-то важные жизненные обстоятельства.
Дополнительное сопровождение и поддержка клиента на протяжении терапии. Обретение смысла. Очень часто, особенно во время клинической терапии, когда пациент находится в процессе сложных личностных изменений, необходима поддержка в обретении нового смысла и цели. Необходимость определить свое бытие сталкивается со множеством проблем, первая из которых обретение аутентичной точки опоры в мире- существовании. Экзистенциально-ориентированная литература помогает в этом. Название и автор Терапевтическая сфера Особенности произведения Федор Достоевский – «Сон смешного человека» Поиск смысла и цели жизни, проблема жизни и смерти Возможность найти смысл в переосмыслении собственной жизни. Лев Толстой – «Смерть Ивана Ильича» Обретение и переживание собственного смысла Отображение существования как экзистенциальной целостности, столкновение с кризисом как смыслом- образующим событием.