Выполнил студент 3 курса группы : ФБ Сайфутдинов Рафаиль
Сурдопедагогика отрасль специальной педагогики, которая занимается вопросами изучения нарушений слуха. Субъектом изучения этой науки являются слабослышащие и глухие. Термин « сурдопедагогика » произошел от слова «surdus», что в переводе с латинского означает - « глухота ».
изучение особенностей развития личности, имеющей нарушения слуха, в тесном сотрудничестве со смежными дисциплинами, такими как медицина, педагогика, психология, социология и др. разработка и совершенствование существующих программ, направленных на диагностирование и оказание ранней коррекционной помощи детям с нарушениями слуха ; разработка и внедрение новых методов и приемов обучения лиц, имеющих нарушения слуховой деятельности, а также усовершенствование уже существующих ; осуществление образовательной деятельности для лиц с нарушениями слуха с учетом особенностей их нарушения и применением специализированных методик, совершенствование части существующей системы специального образования, связанной с изучением нарушений слуха ; усовершенствование технических средств, способствующих компенсации и коррекции утраченной и нарушенной функции слуха, и т. д.
Рау Фёдор Андреевич (1868 – 1957) Рау Наталия Александровна (1870 – 1947) Зыков Сергей Александрович (1907 – 1974) Леонгард Эмилия Ивановна
В настоящее время наиболее часто выделяются три группы причин и факторов, вызывающих патологию слуха или способствующих ее развитию ( Тарасов Д. И. и др., 1984; М. Я. Козлов, А. Л. Левин, 1989). К первой группе относят причины и факторы наследственного характера, которые приводят к изменениям в структуре слухового аппарата и развитию наследственной тугоухости. Вторую группу составляют факторы эндо – или экзогенного воздействия на орган слуха плода ( при отсутствии наследственно отягощенного фона ), обуславливающие появление врожденной тугоухости. К третьей группе отнесены факторы, действующие на орган слуха здорового ребенка в один из периодов его развития и приводящие к возникновению приобретенной тугоухости.
Слухопротезирование – подбор врачом - сурдологом индивидуальных слуховых аппаратов и адаптация к ним лиц с нарушениями слуха, осуществляется на основе отиатрического и аудиолого - педагогического обследования. Индивидуальные слуховые аппараты Карманные аппараты Заушные аппараты Внутриушные аппараты Кохлеарная имплантация – это операция, в ходе которой во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающих восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва. В отличие от слухового аппарата, который усиливает акустические сигналы, имплант преобразует их в электрические импульсы, стимулирующие слуховой нерв.
Различаются два вида слуховой недостаточности – тугоухость и глухота. Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов. Выделяют три степени тугоухости : 1- я степень тугоухости – снижение слуха не превышает 50 дБ ; 2- я степень тугоухости – средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ ; 3- я степень тугоухости – потеря слуха превышает 70 дБ. Под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью ( спонтанное формирование речи ) оказывается невозможным. Выделяют четыре группы глухих : 1- я группа – дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т. е. 125 – 250 Гц ; 2- я группа – дети, воспринимающие звуки до 500 Гц ; 3- я группа – дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц ; 4- я группа – дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т. е Гц и выше.
Выделяются две основные группы детей с недостатками слуха : глухие и слабослышащие. К группе глухих отнесены дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи ( без специального обучения ). К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в небольшой степени. По времени наступления потери слуха Р. М. Боскис выделила группу ранооглохших детей, т. е. тех, которые родились глухими или потеряли слух в период, предшествующий формированию речи ( до двух лет ), и позднооглохших, потерявших слух в период, когда речь уже была сформирована.
Предложена государственная система раннего выявления детей с подозрением на снижение слуха, которая предусматривает : в роддомах выявление детей, относящихся к группе риска по тугоухости и глухоте ; в детских поликлиниках по месту жительства обследование слуха детей с факторами риска в 1, 2, 4 и 6 месяцев по специально предложенной скрининг - методике с использованием звукореакто - теста ( ЗРТ ) – специального портативного аудиометра с дальнейшим направлением в специализированное медицинское учреждение – сурдологический кабинет ( центр, отделение ); в сурдологических кабинетах проведение комплексного медико - педагогического обследования с целью установления диагноза ( или снятия подозрения на снижение слуха ) и организации дальнейшей коррекционной помощи.
Различали два метода обучения глухих – « жестовый » и « чистый устный » методы. Жестовый способ предполагал обучение глухих на основе жестового языка и дактилологии С помощью чистого устного метода глухих учили говорить « без рук », используя только устную и письменную речь ( методика Э. И. Леонгард ). Билингвистический метод основан на признании права глухого человека на выбор своего стиля жизни, способа общения, на реализацию себя как своеобразной и самоценной личности. Верботональная методика, разработанная специалистами центра « Суваг » ( Загреб, Хорватия ). Коррекционно - реабилитационная работа основана на развитии слухового, тактильно - вибрационного восприятия речевых и неречевых звуков, максимальном использовании остаточного слуха и системы специальных упражнений фонетической ритмики для формирования произношения
Детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей ( принимают глухих и слабослышащих детей с полутора - двух лет. Процесс воспитания и обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад ( с двух или трех лет ) рассчитан на пять лет или на че тыре года ) Детские сады комбинированного вида. В состав таких детсадов наряду с общеразвивающими группами входят и компенсирующие - для детей с нарушениями слуха Детские сады ( группы ) общеразвивающего вида. Для детей с нарушениями слуха могут быть организованы индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с учителем - дефектологом ( сурдопедагогом, логопедом ), педагогом - психологом Дошкольные группы, отделения в специальных ( коррекционных ) школах, школах - интернатах для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей ( рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе детей дошкольного возраста ) Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста « начальная школа детский сад » компенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей ( в структуре данного учреждения могут быть группы детей преддошкольного возраста, детского сада, а также классы начальной школы для слабослышащих или для глухих детей ) Сурдологические центры и кабинеты. Центры диагностики и консультирования, психолого - медико - педагогической реабилитации и коррекции.
временная интеграция : объединение со слышащими детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий ; частичная интеграция : включение 1-2 ребенка лишь на часть дня в массовые группы ; комбинированная интеграция : 1-2 ребенка наравне со слышащими воспитываются в общеразвивающих группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя - дефектолога ; полная интеграция : ребенок с нарушенным слухом воспитывается в дошкольном учреждении общеразвивающего вида. Отдельно получает коррекционную помощь
ЗРИТЕЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ – это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и / или поле зрения менее 15 угловых градуса. Определяя, что такое зрительное нарушение, мы одновременно определяем и круг лиц, нуждающихся в специальном образовании. Зрительные нарушения вызывают у детей значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужают общественные контакты, ограничивают их ориентировку, возможность заниматься многими видами деятельности.
Функциональные – самые легкие из существующих нарушений. К ним относят косоглазие и амблиопию ( катаракта, помутнение роговицы, дальнозоркость, близорукость и так далее ). При вовремя предпринятых мерах данные состояния нередко могут быть исправлены. Органические – нарушения, касающиеся структуры глаза и других отделов зрительной системы, которые приводят к плохому зрению, остаточному зрению и полной слепоте. К таким состояниям приводят заболевания зрительного нерва и сетчатки, нарушения оптического аппарата глаза и аномалии рефракции глаз, к которым относят миопию, гиперметропию и астигматизм.
Психика слепых детей имеет некоторые особенности, в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в процессах отражения и контроля над деятельностью. Выпадение или глубокое нарушение функции зрения сказываются на фундаментальном свойстве отражательной деятельности человека - активности. Особенно существенно нарушение зрения затрудняет ориентировочно - поисковую деятельность, развитие активности зависит не только от возможности удовлетворить потребность узнать, что окружает индивида, но и от внешних воздействий, которые способствуют возникновению мотива ориентировочной деятельности.
Отсутствие или глубокое поражение зрения в раннем возрасте наносит ребёнку такой ущерб, который не компенсируется в преддошкольном и дошкольном возрасте. Серьёзное и углубляющееся отставание в психическом развитии ребёнка с глубокими нарушениями зрения выражается в значительно меньшем объёме знаний и представлений об окружающем мире, в ограниченном понимании слов, отсутствии конкретных представлений за произносимыми словами, в менее развитых и некоординированных движениях и слабой ориентировке и мобильности в пространстве.
Восприятие окружающей действительности у детей с нарушением зрения имеет специфические особенности. При значительном снижении остроты зрения у слабовидящих детей отмечается замедленность восприятия, фрагментарность, страдает полнота обозрения, наблюдательность. В связи с этим возникают трудности в формировании целостного синтетического образа.
Восприятие окружающей действительности у детей с нарушением зрения имеет специфические особенности. При значительном снижении остроты зрения у слабовидящих детей отмечается замедленность восприятия, фрагментарность, страдает полнота обозрения, наблюдательность. В связи с этим возникают трудности в формировании целостного синтетического образа.
Трудности совместной деятельности и предметного общения характерны для детей с нарушением зрения. Для них свойственна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план. Таким образом, у ребёнка с глубоким нарушением или отсутствием зрения формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая с системой нормально развивающегося ребёнка.