Год рождения : 5 марта 1856 г Дата смерти : 14 апреля 1910 г Страна : Россия
Его отец был строевым офицером, участником Крымской кампании, в последствии ставшим военным юристом. Предки Врубеля со стороны отца происходили из прусской Польши. Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года, а когда ему исполнилось семь лет, отец женился вторично на пианистке с хорошей школой. Из - за службы отца семья Врубелей постоянно переезжала, живя в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе и опять в Петербурге. Анна Григорьевна Врубель ( Басаргина ) Семья Александр Михайлович Врубель Родилась : 1836 г. Умерла : 1859 г.
Автопортрет г Первые годы и обучения Врубеля прошли в Омске. Он изучал в университете право, а затем, в 1881 году, поступил в Императорскую Академию художеств, где подружился с Валентином Серовым и познакомился с Ильей Репиным. Ранние работы Врубеля демонстрировали исключительную способность в моделировании и построении композиции. Успешно изучая традиционный академический реализм, он быстро развивался и улучшал собственный стиль, отличающийся от прочих символизмом и уникальными мазками, имитирующими мозаичное искусство. Голова Демона на фоне гор. 1890
В 1884 году Врубель был приглашен для выполнения монументальных живописных работ в Кирилловской церкви в Киеве. Там Врубель погружается в новую для него стихию религиозной живописи. Недавний ученик Академии всего за один год создает монументальные росписи « Оплакивание » и « Сошествие Святого Духа », пишет, имитируя мозаику, одного из ангелов в барабане Софийского собора. Создавая икону Богоматери, мастер старался придерживаться канонов византийской живописи. Несмотря на строгие правила, работа выделяется из общего ряда. Зритель не в силах оторвать взгляд от необыкновенно одухотворенной и глубокой по смыслу работы. Художнику удалось придать образам трагичность и торжество, парадность и сострадательность. Необычно для зрителя выражения лиц на иконе. Реалистичность и выразительность образов сильнейшим образом воздействует на зрителя. Именно с этой работы и началась слава мастера в России. Богоматерь с Младенцем.1885
Позже Врубель написал эскизы для Владимирского собора, но они не были приняты - слишком отличались от традиционной иконописи. Это было крушение. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по - другому. Здесь он получает заказ иллюстрировать « Демона » Лермонтова. И уже не по заказу, в Морозовском особняке на Садово - Спасской, Врубель рисует « Демона сидящего ». На полотне не злобный дух и не лукавый искуситель. Врубель рисовал тоску и одиночество. Его Демон всем и всему чужой. Но в нем нечеловеческая мощь. Он никому не уступит ни на земле, ни над землей. Вокруг этой одинокой исполинской фигуры открывается неземной пейзаж. Сине - лиловый тон покрывает небо, освещает застывшие громады гор. В своем творчестве Врубель еще не раз вернется к этому персонажу. Демон сидящий. 1890
Царевна - Лебедь В 1900 году Врубель пишет картину, посвященную персонажу оперы Н. А. Римского - Корсакова « Сказка о царе Салтане ». Картина стала результатом серьезной работы художника над декорациями к опере. В это время жизнь всей семьи мастера была тесно связана с постановкой. Жена исполняла партию Царевны, самому художнику было доверено создать декорации и эскизы костюмов. Из всех персонажей именно Царевна - Лебедь больше всего интересовала мастера. Два природных начала - холодное и теплое, водяное и воздушное, темное и светлое - привлекали художника в этом образе. Сказочность, чудесное сочетание несочетаемого - стали главными идеями художника.
Признание пришло к Врубелю слишком поздно. Когда он уже был безнадежно болен, его творчество, наконец, было оценено по достоинству. О художнике и его картинах взахлеб писали журналы « Весы » и « Золотое руно », Петербургская академия художеств присвоила ему звание академика. В 1906 году на русской выставке в Париже, организованной Сергеем Дягилевым, работам Врубеля был отведен целый зал. В том же году художника перевезли в Петербург, в известную лечебницу доктора Бари. Врубель стремительно терял зрение, и это положило конец его художественной карьере. Последняя его картина – портрет Брюсова, так и осталась незаконченной. После пяти мучительных лет душевной болезни и слепоты 1 апреля 1910 года Врубель умер в петербургской клинике от воспаления легких, которое перешло в скоротечную чахотку. Похороны художника состоялись 3 апреля на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге. Из академической церкви к последнему приюту мастера гроб с его телом несли студенты Академии художеств. Церемонию прощания открыл поэт Александр Блок. Неоконченный портрет В. Я. Брюсова год.