Правосознание и правовая культура
Правовое сознание Форма осознания права как специфического явления и жизни человека и общества. Совокупность взглядов, идей, представлений, оценок, а также чувств и настроений, выражающих отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике. Ядро правосознания – знание права.
Правосознание – это знание законов
Выразите свое мнение: «Человеку невозможно не иметь правосознания; его имеет каждый, кто сознает, что, кроме него, на свете есть другие люди. Человек имеет правосознание независимо от того, знает он об этом или не знает, дорожит этим достоянием или относится к нему с пренебрежением. Вся жизнь человека и вся его судьба слагается при участии правосознания и под его руководством…»
Структура правосознания Правовое сознание Правовая идеология Идеи Взгляды Концепции Правовая психология Чувства, эмоции Настроение Мотивы деятельности
Правосознание Правовая идеология – совокупность идей, взглядов, теорий, оценок, которая находит отражение в отношении человека к праву. Правовая психология – элемент правосознания, представляющий собой совокупность переживаний, настроений, связанных с восприятием права и всех производных от него явлений.
Взаимодействие права и правосознания Правосознание оказывает влияние на правотворчество и через него на содержание права Правосознание влияет на процесс правоприменения Уровень правосознания способствует соблюдению и исполнению права Право формирует правосознание каждого из нас, способствует внедрению в наше сознание правовых идей.
Классификация правосознания В зависимости от субъекта По регулятивному характеру и волевой направленности В зависимости от уровня знаний индивидуальное (личное отношение к праву) законоодобряющее Обыденное (жизненный опыт) групповоезаконозапрещающее Профессиональное (специальные юридические знания) общественное законопослушное Научное (глубокие правовые идеи, теории)
Правовая культура Правовая культура личности – уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву. Правовая культура общества – достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества. Современная правовая культура – правовая культура гражданского общества и правового государства, где высшей ценностью являются права и своды человека.
Черты современной правовой культуры Осознание определяющего значения прав и свобод человека и гражданина в обществе; Утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку; Правовая активность граждан в осуществлении своих прав; Активная законотворческая, правозащитная и правоприменительная деятельность всех органов государства, местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, граждан.
Пути формирования правовой культуры
Правовой нигилизм Недооценка и неуважительное отношение к праву до его полного отрицания и игнорирования. Последствия правового нигилизма: нарушение законов, нарушение прав человека, массовое несоблюдение правовых норм, рост преступности, неэффективность работы органов государственной власти и др.
Отношение к законам в России
Обсудите пословицы и дайте собственную оценку отношения людей к праву «Закон что дышло: куда повернешь, туда и вышло» (русская) Где закон, там и обида» (русская) «Что мне законы, коли судьи знакомы» (русская) «Закон топтать нельзя, а вокруг ходить (русская)можно» (русская) «Закон – это столб: перелезть нельзя, но можно обойти» (английская)
Правовое воспитание Целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов, общественных объединений, правозащитных движений по формированию и повышению правосознания и правовой культуры.
Основные формы правового воспитания Обучение праву Правовая пропаганда Юридическая практика Самовоспитание Дополните список вышеперечисленных форм правового воспитания, существует ли в Вашей школе правовое воспитание? Каким образом оно осуществляется?
Закрепление: «Закон – на улице натянутый канат, Чтоб останавливать прохожих средь дороги, Иль их сворачивать назад, Или им путать ноги. Но что ж? Напрасный труд! Никто назад нейдет! Никто и подождать не хочет! Кто ростом мал – тот вниз проскочит, А кто велик – перешагнет!» (В.А. Жуковский) О каком явлении общественной жизни идет речь? Свой ответ поясните. Как вы понимаете смысл последних двух строк?