Выполнил : Юсупов Майрбек Алиевич
Публицистический стиль – один из книжных стилей, который используется в общественно - публицистической и литературно - критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах.
Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит " общественный, государственный ". Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика ( общественно - политическая литература на современные, актуальные темы ) и публицист ( автор произведений на общественно - политические темы ). Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения : 1) посетители, зрители слушатели ; 2) люди, народ. Цель публицистического стиля речи - информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем - то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям. Сфера употребления публицистического стиля речи - общественно - экономические, политические, культурные отношения.
Жанры публицистики - статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад. Для публицистического стиля речи характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства. В нем широко используется общественно - политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций. Публицистический текст часто строится как научное рассуждение : выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.
Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи. С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, - общедоступность : она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем. У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.
Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств : На уровне лексики : Широкое употребление общественно - политической, экономической, общекультурной лексики ; Использование торжественной лексики часто в сочетании с разговорной ; Использование образных средств : эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и « крылатых выражений »; Акцентирование авторского « я », личной оценки ситуации ; Частая языковая игра, каламбуры, пародирование ( особенно в заголовках ).
Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств : На уровне морфологии и синтаксиса : Активное использование личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих форм глагола ; Неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их замена придаточными предложениями ; Употребление побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов ; Использование обращений ; Частые лексические и синтаксические повторы.
Анафора - повторение начальных слов, словосочетаний ( напр., «… У нас есть опыт, у нас есть достаточные средства, у нас есть необходимые помещения...». Сравните : « У нас есть опыт, достаточные средства, необходимые помещения...» Антитеза - сопоставление резко отличных по смыслу слов ( например, « Ложь - религия рабов и хозяев, правда - Бог свободного человека »). Гипербола - преувеличение, усиление интенсивности. Градация - расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально - смысловой значимости ( например, « ручьи, реки, озера, океаны слез », " Этот враждебный мир он не признавал, презирал, ненавидел !"). Олицетворение - разновидность метафорического переноса, когда что - либо уподобляется живому существу.
Сравнение " Человечество похоже на больного, которому кажется, что ему будет легче, если он перевернется на другой бок ". Эпитет - образное определение ( положительное или отрицательное ), выраженное метафорическим прилагательным. Перефразирование, пародирование - одно из самых частых средств выразительности в современной публицистики. " Российский парламент утвердил налоги на имущество. О, сколько нам налогов чудных готовит просвещенный дух ". " Стучать всегда, стучать везде, вот лозунг мой ". Каламбур. Основа каламбура - игра значениями слов. В каламбуре могут использоваться многозначные слова и омонимы ( например, " Бранили пьесу, мол, пошла, а пьеса все - таки пошла ". " И объясняли долго, что значит чувство долга ").
Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно - политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др. В публицистическом стиле часто используются слова : с приставками а -, анти -, де -, меж -, раз -( с ); c c суффиксами - и ( я ), ци ( я ),- изация ( я ), - изм, - ист с корнями, близкими по значению к приставкам, все -, обще -, сверх -.