Учебные вопросы Классификация судов. Признаки классификации судов. Типы судов в зависимости от их назначения. Архитектура судна. Архитектурно-конструктивные типы судов. Конструкция корпуса. Прочность корабля. Системы набора. Основные конструктивные элементы корпуса.
самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный дноочистительный снаряды, плавучий кран и иные плавучие объекты (ст. 3 КВВТ)
Образован тонкой водонепроницаемой оболочкой – обшивкой, подкрепленной продольными и поперечными балками придающими прочность и составляющими, так называемый набор корпуса. Нижнюю балку проходящую по линии симметрии судна называют киль.
Продолжения киля в носовой оконечности называют форштевень, кормовое продолжение – ахтерштевень. Большинство современных судов смешанного (река-море) плавания оборудуются бульбами
Нижнюю часть корпуса называют днищем, боковые стенки - борта, верхнюю часть – палубой. При этом, если встать по ходу движения судна (лицом к носу), то по правую руку будет правый борт, по левую – левый.
Для обеспечения непотопляемости корпус судна, с помощью водонепроницаемых переборок разделен на отсеки: Форпик - крайний носовой отсек; Ахтерпик - крайний кормовой отсек; А также грузовые трюмы и отсеки для пассажирских кают, кубрика команды и других судовых помещений.
МКО - машинно-котельное отделение, в котором располагается главные и вспомогательные энергетические установки; Коффердамы - порожние отсеки между жилыми помещениями (грузовыми трюмами) и отсеками с топливом – которые, как правило, оборудуются вытяжной вентиляцией;
Для обеспечения загрузки трюмов, а также доступа в помещения, расположенные в корпусе, в палубе оборудуются люки, их размеры зависят от назначения отсека. Коминг – балка подкрепляющая люк.
На всех открытых палубах устанавливают фальшборта или леерное ограждение (леер) для предохранения членов экипажа и пассажиров от падения за борт.
Сооружают в один или несколько ярусов (деков) и используют для размещения жилых, бытовых и служебных помещений.
Из надстройки следует отдельно выделить «мозг» судна - штурманскую и рулевую рубку, находящиеся на ходовом мостике
Судовая энергетическая установка (СЭУ) – главные двигатели, обеспечивающие движение судна, и вспомогательные двигатели, работающие на генератор и снабжающие электроэнергией механизмы, устройства и аппараты различного назначения. Движение судна осуществляется за счет действия движителей, которые преобразуют энергию главных двигателей в полезную тягу
рулевое; шлюпочное; якорное; буксирное; сцепное; швартовное; грузовое устройство.
Водоснабжения; Отопления; Сточно-фановая; Вентиляции; Холодильная; Кондиционирования.