Информационная система « АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОКАТА ФИЛЬМОВ » Курсовая работа Работу выполнила: студент Z1243Э группы факультета информатики и экономики Бареев Дмитрий Сергеевич Руководитель: доцент, кандидат технических наук Симакина Надежда Ивановна
В данной работе предлагается реализация автоматизированной информационной системы (АИС), которая позволит автоматизировать работу по учету фильмов, сдаваемых в прокат, и продажи билетов в кинотеатре,а также избавить сотрудников организации и работников кинотеатров от «бумажных работ». Целью данной курсовой работы является проектирование автоматизированной ИС кинотеатра на основе анализа кино-информационной среды и применения автоматизированных информационных технологий. Введение
Данная цель реализуется посредством решения конкретных задач: * создание концептуального проектирования; * рассмотрение логического проектирования ИС; * упрощение концептуальной схемы; * проведение нормализации таблиц; * определение целостности ИС; * разработка приложения по технологии клиент-сервер в Microsoft SQL Server Management; * разработка клиентской части ИС в среде Delphi 7.
Проектирование ИС состоит из концептуального и логического проектирования. Так же в этой части курсовой работы необходимо спроектировать пользовательский интерфейс.
Была изучена деятельность сотрудника кинотеатра. Данная ИС разрабатывалась для двух категорий пользователей: администратор, кассир. Создано Функциональное проектирование. Были определены: объекты и атрибуты, связи между объектами и степень участия, ER-диаграмма концептуального проектирования.
Использовалось программное средство BPwin для построения диаграмм предметной области. Рис.1. Контекстная диаграмма «Деятельность кинотеатра».
Рис.2. Декомпозиция контекстной диаграммы.
Были построены диаграммы для бизнес-процессов: * Продавец билетов (в дальнейшем - кассир) – осуществляет продажу билетов на определенную дату, время сеанса, фильм, зал, место и ряд. Кассир, после оплаты, вводит всю необходимую информацию о сеансе и выдает билет посетителю. Статус места, на которое был продан билет, меняется на «продано». * Билет включает в себя порядковый номер (уникальный), цену, зал, ряд, место, дату и время начала сеанса. В кинотеатре ведется обязательная регистрация ранее проданных билетов. * В базе хранится следующая информация о кинотеатрах, входящих в сеть: название кинотеатра (уникальное), адрес, телефон, вместимость. Адрес включает в себя ближайшее метро, улицу, дом, корпус, район. Вместимость кинотеатра определяется как суммарная вместимость всех работающих залов кинотеатра.
Рис.3. Диаграмма декомпозиции бизнес-процесса « Деятельность кинотеатра ».
ER – диаграмма предметной области
Логическое проектирование – это второй этап проектирования ИС, включающий в себя: * Упрощение концептуальной модели; * Таблицы и атрибуты; * Функциональные зависимости; * Нормализация таблиц; * Реляционные связи; * Обеспечение целостности данных; * Разработка реляционной схемы Логическое проектирование
Упрощение концептуальной модели Кинодистрибьютор Дает в прокат Фильм
Упрощенная ER-диаграмма
Функциональные зависимости (ФЗ) позволяют описать связь между атрибутами отношения (таблиц). Значение одного атрибута однозначно определяет значение другого атрибута. Функциональные зависимости
Нормализация отношений – это процесс приведения реляционных таблиц к стандартному виду, иначе процесс преобразования исходной схемы (ER- диаграммы) в более простую (упрощенная ER- диаграмма). 1НФ: Таблица находятся в 1НФ,если все атрибуты этих отношений простые (табл. 3. Таблицы и атрибуты.). 2НФ: Таблицы в 2НФ, если они находятся в 1НФ и имеют первичные ключи. 3НФ: Таблицы в 3НФ, если они приведены ко 2НФ и все не ключевые атрибуты взаимонезависимы и полностью зависят от ключа (ФЗ-1 – ФЗ-7). Нормализация данных
Для связи таблиц используется механизм первичных (ПК) и внешних ключей (ВК) таблицы. Реляционные связи
Важнейшими ограничениями целостности данных являются: * доменная целостность; * категорная целостность; * ссылочная целостность. Обеспечение целостности данных Рис.11. Диаграмма связи между объектами.
1.3. Проектирование пользовательского интерфейса. Проектирование пользовательского интерфейса является третьим этапом создания информационной системы. Этот этап включает в себя: Создание эскиза пользовательского интерфейса; Описание пунктов пользовательского интерфейса. Также для проектирования пользовательского интерфейса были разработаны диаграммы в программе Rational Rose: главная диаграмма прецедентов ; вспомогательная диаграмма деятельности диаграмма классов диаграммы деятельности для каждого бизнес-процесса диаграммы деятельности для потока событий (декомпозиция каждого действия деятельности бизнес-процесса) диаграмма деятельности для действий в ИС диаграммы последовательности для каждого бизнес-процесса диаграммы коопераций каждого бизнес-процесса диаграмма состояний
Рассмотрим некоторые из перечисленных диаграмма. Рис.12. Главная диаграмма прецедентов.
Рис.15. Диаграмма деятельности бизнес-процесса «Аренда фильма в прокат».
Рис.16. Диаграмма деятельности бизнес-процесса « Составление расписания фильмов в кинотеатре ».
Рис.17. Диаграмма деятельности бизнес-процесса «Обработка заказа».
Рис.41. Диаграмма кооперации бизнес - процесса «Аренда фильмов».
Рис.62. Схема данных в MS SQL Server. Для реализации ИС были выбраны программы Microsoft SQL Server, в качестве серверной части и программа Delphi 7 для создания клиентской части. В программе Microsoft SQL Server была создана БД и разработаны запросы, процедуры и триггеры. С помощью программы Delphi 7 была реализована клиентская часть, в который были созданы соответствующие запросы для выполнения всего функционала пользователей.
По средствам запросов в программе MS SQL Server были созданы и заполнены таблицы. В данной программе были созданы связи между таблицами.
Так же была разработана процедура для авторизации пользователя. Были созданы триггеры, которые контролируют ввод, изменение, удаление или добавление данных в БД.
Было установлено соединения Delphi 7 с Microsoft SQL Server. По средствам программы Delphi 7, было создано клиентское приложение. Рис Авторизация пользователя.
Рис.. Меню.
Рис.107. Меню кинозала.
Форма изменения записи кинотеатра.
Меню киносеансов».
Меню выбора киносеанса
. Форма продажи билетов
Меню проданные билеты
Меню возврата билетов».
* Для реализации всего функционала каждого пользователя, на клиентской части с помощью программных кодов, были созданы запросы.
* В результате выполнения курсовой работы по дисциплине «Разработка приложения по технологии «Клиент-сервер» было разработано приложение «Кинотеатр». В ходе работы были изучены все необходимые принципы проектирования баз данных, а также средства SQL-сервер 2014 [5], в которой была реализована серверная часть приложения, и Delphi7, в котором была реализована клиентская часть приложения. Готовоеприложение отвечает всем требованиям и выполняет все поставленные задачи. * Разработанная база данных позволяет вносить, редактировать и хранить информацию, необходимую для организации «Кинотеатр». Заключение.