Автор проекта: ученица 4 класса «А» Бойко Анастасии
Выяснить, присутствует ли в этой сказке противоборство добра и зла, и кто побеждает в этой схватке?
1. Высказать мои предположения ; 2. Понять,что означает слово сказка; 3. Какие герои данной сказки находятся на стороне добра, а какие на стороне зла ; 4. Подтвердить или опровергнуть свои предположения.
Предположим, что в мире не было бы зла. Тогда жизнь не была бы интересна. Зло всегда сопутствует добру, а борьба между ними – и есть не что иное, как жизнь. Народные сказки – отражение жизни, значит, в каждом произведении есть место борьбе добра со злом, и побеждает, вероятно, добро.
Сказка.… Кажется, само это слово светится и звенит. Звенит серебряным волшебным звоном, как колокольчик тройки, уносящей нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключении, фантастических чудес. Отчего же так замирает сердце? Да от страха за жизнь сказочных героев, ведь их пытались погубить и змей Горыныч и Кощей Бессмертный. Да и Баба Яга Костяная Нога – весьма коварная особа. Однако смелые, сильные герои всегда готовы на подвиги, сражаясь против зла и коварства.
Проблема добра и зла Добро в сказке представлено в образе Иванушки. Он готов погибнуть, но победить врага. Иванушка очень умный и находчивый. Он великодушный и скромный, никому не рассказывает о своих подвигах. «Нет, - говорит Иванушка,- не хочу дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом- юдом биться!» «На тебя, вражья сила, пришёл посмотреть, твоей крепости испробовать.… Пришёл я с тобой насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!» Добро не умрет, а зло пропадет. (рус. пословица)
А вот зло в этом произведении представлено в образе Чуда- Юды. Чудо- Юдо - это чудище, которое пыталось уничтожить все живое на земле и остаться победителем. «Разнеслась вдруг в том царстве- государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-сёла огнём спалить… «Чудо-юдо злодей всех разорил, разграбил, лютой смерти предал.» «Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались – подъезжает чудо-юдо о девяти головах.» Представительницами силы зла в сказке являются три чудо-юдовы жены да мать, старая змеиха. «А я,- говорит третья,- напущу на них сон да дрёму, а сама забегу вперёд и оборочусь мягким ковром с шелковыми подушками. Захотят братья полежать, отдохнуть – тут-то их и спалим огнём!
Вывод: Добро в этой сказке победило зло. Иванушка победил чудо Юдо, и все стали жить долго и счастливо. «А Иван-крестьянский сын тем временем выбрался из земли, изловчился, отсёк чуду-юду огненный палец и давай рубить ему головы. Все до единой сшиб, туловище на мелкие части рассёк, в реку Смородину побросал» « Тут Иван выскочил из кузницы, схватил змеи худа со всего маху ударил её о камень. Рассыпалась змеиха мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись – без страха люди жить стали»